Личность и культура педагога в условиях реализации ФГОС нового поколения
«Портрет» современного учителя Планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с образовательной программой своего образовательного учреждения, Сам разрабатывает рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ, чего он раньше не делал; Для реализации компетентностного подхода современный учитель выстраивает свой урок, используя педагогические технологии системно-деятельностного, развивающего обучения. Теперь учителю необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений но и формирование компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и обучая, обеспечивать развитие личности
Компетентность - эффективное владение учителем системой образовательных умений и навыков, в своей совокупности, позволяющие ему осуществлять учебно-воспитательную деятельность на грамотном профессиональном уровне и добиваться оптимального образования учащихся
Педагогическая техника - совокупность различных профессиональных умений учителя
I группа связана с умением педагога управлять своим поведением: владение своим организмом (мимика, пантомимика, управление эмоциями, настроением (снятие психического напряжения, создание творческого самочувствия); социально-перцептивные способности (внимание, наблюдательность, воображение), техника речи (дикция, темп речи) и др. II группа показателей педагогической техники связана с умением воздействовать на личность и раскрывает технологическую сторону педагогического процесса: дидактические, организаторские, конструктивные, коммуникативные, диагностика- аналитические и другие умения.
Педагогическое мастерство - высокая степень совершенства образовательной компетенции
Педагогическое творчество - высокий уровень квалификации учителя
Компетентностная модель современного учителя ценности, принципы, цели. профессиональные качества Ключевые компетенции педагогические методы, способы, и технологии профессиональные позиции
Технологическая компетентность Блок знаний Педагогическая техника Опыт Профессиональная компетентность
Компететностный подход Образование для жизни, для успешной социализации в обществе и личностного развития
Разнообразные формы организации Личностное развитие Оценивание для планирования совершенствования, самооценки Деятельность на основе собственной мотивации и ответственности за результат
способности знания и умения компетентность
Основные компетенции учителя Уметь учиться вместе с учениками, самостоятельно закрывая свои «образовательные дыры». Уметь планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся (помогать учащемуся определять цели и образовательные результаты на языке умений/компетенций). Уметь мотивировать учащихся, включая их в разнообразные виды деятельности, позволяющие наработать им требуемые компетенции; Уметь «инсценировать» учебный процесс, используя разнообразные формы организации деятельности и включая разных учащихся в разные виды работы и деятельности, с учетом их склонностей, индивидуальных особенностей и интересов. Уметь занимать позицию эксперта в отношении демонстрируемых учащимся компетенций в разных видах деятельности и оценивать их при помощи соответствующих критериев. Уметь подмечать склонности учащегося и в соответствии с ними определять наиболее подходящий для него учебный материал или деятельность. Владеть проектным мышлением и уметь организовать групповую проектную деятельность учащихся и руководить ею. Владеть исследовательским мышлением, умея организовать исследовательскую работу учащихся и руководить ею. Использовать систему оценивания, позволяющую учащимся адекватно оценивать свои достижения и совершенствовать их. Уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения и уметь организовать ее у учащихся в процессе учебных занятий. Уметь организовать понятийную работу учащихся. Уметь вести занятия в режиме диалога и дискуссии, создавая атмосферу, в которой учащиеся хотели бы высказывать свои сомнения, мнения и точки зрения на обсуждаемый предмет, дискутируя не только между собой, но и с учителем, принимая то, что собственная точка зрения может быть также подвергнута сомнению и критике. Владеть компьютерными технологиями и использовать их в учебном процессе.
Цель современного учителя: выучить детей, которые будут компетентными, которые могут поставить задачу, самостоятельно принять необходимые меры для её решения и добиться их выполнения. Всему этому должны их научить мы с вами, а это возможно лишь тогда, когда мы сами будем компетентны в своей профессиональной деятельности.
Спасибо за внимание