Использование ИКТ на уроках литературы
«Я знаю то, что вижу» «Вдвойне дает тот, кто дает скоро» - латинская пословица. Всеобщая ликвидация компьютерной безграмотности, «немоты» учителей - требования новых стандартов.
5 категорий, 5 уровней активности применения ИКТ Негативный – отрицательное отношение к элементам информации, отсутствие навыков. Пассивный – безразличное отношение, формальное освоение приемов и методов. Активный – стремление в совершенстве овладеть методами и приемами ИКТ. Активно-продуктивный – глубокое освоение ИКТ, высокая продуктивность. Творческий – творческое освоение ИКТ, высокая познавательность, исследовательская и общественная активность.
1-й этап (до II половины XIX в.) «Ручная» информационная технология (перо, чернильница, книга). Цель - представление информации в нужной форме.
2-й этап (с конца XIX в.) «Механическая» технология (пишущая машинка, телефон, диктофон). Цель - представление информации удобными средствами.
3-й этап ( е гг. XX в.) «Электрическая» технология (ЭВМ электрические пишущие машинки, ксероксы, портативные диктофоны). Цель: быстро и доступно получить, сформировать информацию.
4-й этап (с начала 70-х гг.) «электронная» технология большие ЭВМ, АСУ. Цель: организация аналитической работы.
5-й этап (с середины 80-х гг.) «компьютерная» («новая») технология ПК с программным обеспечением, встроенными элементами анализа и искусственного интеллекта для разных уровней обучения.
6-й этап – ХХ – XXI вв. «Сетевая технология» Использование глобальных и локальных компьютерных сетей Internet.
Использование компьютерных технологий Воздействует на память, воображение, облегчает процесс запоминания. Делает урок более интересным, динамичным, нетрадиционным, «погружает» ученика в обстановку какой-либо исторической эпохи, создает иллюзию соприсутствия, переживания. Позволяет дифференцировать, индивидуализировать обучение, что важно для профильной школы. Значительно облегчает учителю подготовку к уроку.
«Знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством органов чувств они воспринимаются» (К.Д. Ушинский) Для человека, живущего в современной цивилизации, характерно стремление к визуальному восприятию информации. В процессе информационного общения (коммуникации) зрительный знак преобладает над моторным или слуховым.
Урок литературы Должен быть ярким, эмоциональным, с привлечением большого иллюстративного материала с использованием аудио-, видео- сопровождений. Современные компьютеры позволяют интегрировать в рамках одной программы тексты, графику, звук, анимацию, видеоклипы, высококачественные фотоизображения, достаточно большие объемы полноэкранного видео.
Информационные технологии: Быстрый и свободный доступ к информации; возможность вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации; позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения; построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности.
Где и как целесообразно использовать ИКТ в обучении 1) при изложении нового материала визуализация знаний (энциклопедические программы, презентации Power Point); 2) закрепление изложенного материала (тренинг обучающие программы); 3) система контроля и проверки (тестирование, контролирующие программы); 4) самостоятельная работа учащихся (обучающие программы "Репетитор", энциклопедии, развивающие программы); 5) проведение интегрированных уроков по методу проектов, создание Web-страниц, проведение телеконференций, использование современных Интернет-технологий; 6) тренировка конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление и т.д.).