Актуализация геометрических знаний на уроках технологии Автор-составитель : учитель начальных классов Степановской основной общеобразовательной школы Медынского района Калужской области Поплева Надежда Николаевна
Математика имеет развитую теоретическую основ. Технология носит ярко выраженный практический характер. Объединение этих предметов создает условия для одновременного развития мыслительной и практической деятельности учащиеся.
1. Основные этапы организации конструкторско- практической деятельности -изучение геометрического материала -изготовление чертежа или технологического рисунка поделки -выполнение практических заданий с целью выявления геометрических свойств фигур чертежа -изготовление по технологическому чертежу поделки -результаты этапов фиксируются вербально либо графически
Теоретическая база учащихся Прямая. Ломаная. Отрезок. Середина отрезка. Деление отрезка пополам. Луч. Виды углов. Многоугольник. Периметр многоугольника. Треугольник. Соотношение между длинами сторон треугольника. Виды треугольников. Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр окружности ( круга ). Прямоугольник. Признаки прямоугольника Прямая. Ломаная. Отрезок. Середина отрезка. Деление отрезка пополам. Луч. Виды углов. Многоугольник. Периметр многоугольника. Треугольник. Соотношение между длинами сторон треугольника. Виды треугольников. Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр окружности ( круга ). Прямоугольник. Признаки прямоугольника
Свойства диагоналей прямоугольника. Квадрат. Свойства диагоналей квадрата. Площадь. Площадь прямоугольника. Линейные единицы измерения. Площадные единицы измерения. Симметрия. Ось симметрии. Правила работы с чертежными инструментами. Свойства диагоналей прямоугольника. Квадрат. Свойства диагоналей квадрата. Площадь. Площадь прямоугольника. Линейные единицы измерения. Площадные единицы измерения. Симметрия. Ось симметрии. Правила работы с чертежными инструментами.
Актуализация геометрических знаний при моделировании домика
Примерные задания на развитие геометрической зоркости. Определите количество четырехугольников. Определите количество прямоугольников, квадратов. Определите количество четырехугольников. Определите количество прямоугольников, квадратов.
Какие из предложенных линий являются лучами, прямыми, отрезками.
Найдите прямоугольники, определите их свойства
Найдите треугольники и опишите их
Какие из четырехугольников прямоугольники? Докажите.
Опишите треугольники. Какие из них подойдут для крыши дома?
Алгоритм выполнения технологического рисунка домика с четырехскатной крышей
Отступите от нижнего края листа 1 см, отметьте 2 точки и по этим точкам проведите прямую. Затем, отступив от левого края листа 1 см, поставьте точку на этой прямой. Во что превратилась прямая?
6 СМ 5 СМ 6 СМ 5 СМ Разделите этот луч на 4 отрезка по 5-6 см, но так чтобы первый отрезок был равен третьему, а второй-четвертому
На этих отрезках построим прямые углы, при помощи линейки- треугольника. Вершины прямых углов должны совпадать с началом отрезков
Отметьте на полученных вертикальных лучах точки так, чтобы расстояние до горизонтальной линии было 7 см
Проведите по этим точкам прямую
Разделите полученные отрезки(верхние горизонтальные)пополам
Строим прямые углы на этих точках аналогичным способом
Отметим на полученных вертикальных линиях точки так, чтобы расстояние до горизонтальной линии было 4 см 4 см.
Построим треугольник по 3 точкам следующим образом.
Мы получили технологический чертеж домика.
Рисуем полоски для склеивания следующим образом.
Вырезаем полученный рисунок по контуру и сгибаем по линиям.
СКЛЕИВАЕМ ПОЛУЧЕННЫЙ ДОМИК
ДЕКОРИРУЕМ И СОЕДИНЯЕМ ДОМИКИ В КОМПОЗИЦИЮ
Проектные задачи Найдите площадь пола домика. Найти периметр домика. Найти периметр технологического рисунка. Вычислите площадь окна,если она меньше площади стены в 3 раза. Увеличьте величину площади пола домика в 20 раз. Найдите площадь пола домика. Найти периметр домика. Найти периметр технологического рисунка. Вычислите площадь окна,если она меньше площади стены в 3 раза. Увеличьте величину площади пола домика в 20 раз.
Актуализация геометрических знаний при моделировании башни замка
Задания на развитие геометрической зоркости. Определите какие из фигур являются окружностями, какие кругами. Какие из данных линий являются радиусами, какие диаметрами окружности ( круга )? Определите какие из фигур являются окружностями, какие кругами. Какие из данных линий являются радиусами, какие диаметрами окружности ( круга )?
При помощи циркуля начертите окружность с радиусом 5-7 см. Начертите радиусы окружности следующим образом
Вырежьте полученную фигуру и склейте при помощи полосок в конус
Начертите прямоугольник со сторонами 10 и 5 см. При помощи полосок склеиваете прямоугольник в цилиндр
При помощи циркуля чертим два круга с радиусом 3 см. Вырежьте круги, они являются основаниями цилиндра
Соедините изготовленные элементы башни и склейте при помощи полосок
Изготовьте несколько аналогичных башен. Можно изготовить башни многоярусные (с несколькими цилиндрами различной величины) Соедините башни в замок.
Проектные задачи Найдите площадь поверхности основания цилиндра при помощи палетки. Разделите основание цилиндра на две части проведя диагональ. Какова будет площадь этих частей ? Каким образом можно измерить длину окружности основания цилиндра. Найдите площадь поверхности конуса при помощи палетки. Найдите площадь поверхности основания цилиндра при помощи палетки. Разделите основание цилиндра на две части проведя диагональ. Какова будет площадь этих частей ? Каким образом можно измерить длину окружности основания цилиндра. Найдите площадь поверхности конуса при помощи палетки.
Актуализация геометрических знаний на уроке технологии при моделировании стола
Начертим прямоугольник с шириной 8 см и длиной 10 см. Внутри него чертим другой прямоугольник, отступив от сторон большего на 1 см. Чертим линии от углов меньшего прямоугольника к сторонам большего, как бы продолжая стороны меньшего прямоугольника.
Определите количество полученных прямоугольников. Какие из них являются квадратами? Почему? Производим разрезы по красным либо по желтым линиям и сгибаем по остальным линиям. Получаем коробку с узкими бортами. Склеиваем ее. Мы изготовили поверхность стола, столешницу.
Толщина ножки стола 1 см, поэтому сторону (5 см )делим на 5 частей и загибаем. Одна из этих частей идет на склеивание.
Сколько прямоугольников мы получили? Среди них найдите такой прямоугольник у которого ширина меньше длины в 2 раза; на 2 см.
Поверхность стола соединяем с ножками, приклеивая их к внутренним сторонам бортов поверхности стола. Стол готов. По такому же алгоритму можно изготовить стулья.
Проектные задачи Найдите площадь поверхности стола Найдите площадь поверхности, с которой ножка стола соприкасается. Найти площадь бумаги,требующейся на изготовление стола. Найти периметр поверхности стола. Какова будет площадь поверхности стола,если увеличить параметры в 20 раз Выразите полученную величину в кв дм, кв м. Найдите площадь поверхности стола Найдите площадь поверхности, с которой ножка стола соприкасается. Найти площадь бумаги,требующейся на изготовление стола. Найти периметр поверхности стола. Какова будет площадь поверхности стола,если увеличить параметры в 20 раз Выразите полученную величину в кв дм, кв м.