Virgin Connect – новый покупатель на рынке M&A. Стратегия реализации синергий как фактор успешной сделки M&A. Презентация для конференции 22 мая 2014
Группа компаний Virgin Энергия Телеком и Медиа ФинансыЗдоровье и спорт ТранспортДосуг и отдых Группа компаний Virgin насчитывает более 100 компаний UK, Australia and South Africa
География телеком проектов Virgin Mobile Australia Canada Chile Colombia France India Poland South Africa UK USA Broadband Russia Cable TV/ Broadband France UK USA Мировая абонентская база более 18 миллионов клиентов
Эволюция значимости синергий в сделках M&A на рынке фиксированного ШПД в РФ 4 Тенденции на рынке и рост значения эффекта синергий при выборе проектов M&A? До – н.в.Будущее - > Покупки операторов для выхода в новые регионы – расширение географии Покупка абонентов - увеличение доли рынка в зоне присутствия Мультипликаторы Оценки к Выручке / EBITDA / Абонентам отражали высокий будущий рост (6 х – 10 х EBITDA и выше) Покупка денежного потока и реализация экономического эффекта синергий для создания новой стоимости Объем и возможности реализации эффекта синергий занимают все большее значение Мультипликаторы Оценки к Выручке / EBITDA / Абонентам пришли к уровням оценки стабильного бизнеса Дальнейшее снижение мультипликаторов оценки средних и мелких операторов вследствие снижения их конкурентоспособности против операторов «Большой четверки» и возможного снижения выручки и доли рынка мелких операторов в будущем? Дальнейшее сокращение числа сделок, завершение консолидации рынка? Сделки только с теми активами, где есть высокий объем реализуемых синергий?
Зоны поиска и реализации синергий 5 Доходные синергии Расходные синергии Прочие синергии Расширение рыночного присутствия: география, новые ниши Увеличение доли рынка в зоне присутствия Новые источники доходов - новые сервисы/продукты Кросс-продажи Дополнительные продажи за счет узнаваемости бренда Перевод внешних затрат на внутри-групповые Снижение операционных затрат: Административные расходы, в частности - аренда, ФОТ Маркетинг и продвижение - повышение эффективности за счет узнаваемости бренда Оптимизация бизнес процессов Экономия CapEx Экспертные знания и опыт Сокращение time-to-market (вывод новых продуктов на рынок) Увеличение лояльности клиентов Каждый потенциальный объект приобретения анализируется с точки зрения наличия и возможности реализации синергий :
Пример недавней транзакции Virgin Connect 6 Приобретение группы «Мега Макс» в Н. Новгороде (ноябрь 2013)
Зоны внимания собственников 7 Инструменты оценки Динамика доходности Альтернативы Мультипликатор EV / EBITDA по аналогичным сделкам Модель DCF Изменение мультипликаторов при рыночной оценке компании Изменение ROE, ROI Поправка на инфляцию, дисконтирование, ликвидность Необходимая динамика развития компании для сохранения стоимости компании и доходности капитала. Географическое развитие Слияния Продажа Диверсификация Оптимизация Оценка стоимости компании, управление капиталом собственника бизнеса в условиях снижения доходности, мультипликаторов :
8 Альтернативы: плюсы Географическое развитие 1. Сохранение динамики за счет потенциала на неосвоенных рынках 2. Понимание происходящего 3. Интерес команды 4. Снижение себестоимости Слияния 1. Быстрое увеличение рыночной доли и власти 2. Синергии и эффект масштаба Продажа 1. Фиксирование результата 2. Максимизация ликвидности капитала 3. Изменение природы рисков Диверсификация 1. Поиск ниши- спонсора 2. Развитие команды 3. Интерес реализатора Оптимизация 1. Инвентаризация издержек и всей компании
9 Альтернативы: минусы Географическое развитие 1. Проблемы управления 2. Нюансы и специфика новых рынков 3. Маскировка положения на основном рынке 4. Необходимость привлечения финансовых ресурсов Слияния 1. Уступка власти и поиск компромиссов 2. Конфликт корпоративных культур и технологий 3. Проблемы интеграции и анти синергии Продажа 1. Отсутствие понимания и культуры дальнейших действий с капиталом 2. Командные проблемы 3. Изменение природы рисков Диверсификация 1. Сращивание направлений и общих функций 2. Отсутствие необходимых компетенций и информации 3. Мнимая полезность и эффективность Оптимизация 1. Снижение потенциала
Спасибо за внимание 10 Антон Царегородцев Директор по слияниям и поглощениям