Мастер-класс Учителя математики МБОУ СОШ 4 имени Тикева Д.С. Шамсиевой Лилии Максутовны
Расстояние между двумя машинами, едущими по шоссе, 200 км. Первая машина двигается со скоростью 60 км/ч вторая – 80 км/ч. Чему будет равно расстояние между ними через 1 час?
200 - ( ) = км 60 км/ч80 км/ч
( 200 – 80 ) + 60 = км 60 80
( 200 – 60 ) + 80 = км 60 80
200 + ( ) = км 6080
Что в этой задаче необычного?
Нет четко поставленного условия Нет известного заранее алгоритма решения Нет единственно правильного ответа
Тема мастер - класса: «Знакомьтесь – открытые задачи»
физика Необходимо просверлить аккуратное круглое отверстие в резиновой трубке.
геометрия Основание древних египетских пирамид – строго горизонтальная поверхность. Как удавалось египтянам, не имеющим современной техники добиваться такой горизонтальности?
экономика Американская фирма «Рибок». Выпускающая спортивную обувь, построила филиалы а Таиланде и на Тайване.Но рабочие фабрик- филиалов воруют обувь. Как быть?
искусство Как добиться зрительного эффекта уменьшения фигур удаляющихся в лес охотников, ведь размеры сцены невелики?
педагогика Как завоевать доверие слепого сироты, который знал в свои шесть лет только голод и непрерывные избиения за попрошайничество?
Формула закрытой задачи: Четкое условие Утвержденный способ решения Единственно правильный ответ
Школа учит решать закрытые задачи Жизнь требует решения открытых задач
Сравните закрытые и открытые задачи Закрытая задача вид задачи Открытая задачи условие пути решения ответ
Закрытая задача вид задачи Открытая задачи четкое условие размытое единственный пути решения разные единственный правильный ответ ответ набор возможных ответов
Путешественник должен пересечь пустыню и преодолеть расстояние 80 км. За один день он проходит 20 км и может нести запас пищи и воды на 3 дня. За сколько дней он может пересечь пустыню?
Продукты, вода 20 км 1 день 2 день 4 дня 20 км
«Классическая задача» в учебнике геометрии Два основных вопроса: Найдите…(величину или алгоритм построения) Докажите…(данное утверждение, о котором уже известно, что оно верное)
Основные презумпции «классической задачи»: Данных достаточно, чтобы задачу решить. В условии нет лишних данных. У ученик достаточно «теоретических» знаний ( фактов и методов), чтобы задачу решить
Открытые задачи в обучении математике От «найдите ответ» К «задайте вопрос»
Задача типа: «что можно найти». На отрезке АВ взята точка С. M и N - середины отрезков АС и ВС. MN=6 см. Что можно найти из этих данных? А что нельзя?
Задача типа: «задайте нужные данные». 1) Через точку проведены три прямые. Величины скольких углов нужно задать, чтобы можно было найти величины остальных углов? 2) Обобщите задачу.
Итоги мастер - класса Что нового вы узнали? Появилось ли у вас желание решать открытые задачи на своих уроках? Что вам понравилось? Что не понравилось?
Домашнее задание Составить открытую задачу для своего предмета
Владение математикой – умение решать задачи, причем не только стандартные, но и требующие оригинальности, изобретательности. Д.Пойа