Подготовила воспитатель 2 младшей группы д/с 93 Изъюрова Светлана Николаевна Сыктывкар
Дидактическая задача. Закрепить знания детей о названии одежды куклы: майка, трусики, платье, колготки, туфли, ночная рубашка; о последовательности процесса одевания; упражнять в действиях одевания куклы; активизировать речь детей. Игровые правила. Отобрать нужную одежду (по величине куклы) и положить рядом с большой куклой большие предметы одежды, рядом с маленькой - маленькие. Называть одежду в той последовательности, в какой будут надевать ее на куклу. Игровые действия. Поиск одежды, одевание, застегивание, завязывание. Ход игры. Взрослый заранее, до начала игры, складывает на полочку шкафа одежду для маленькой и большой кукол. На двух кроватках (большой и поменьше) лежат две куклы - Таня и Катя. Здесь есть все постельные принадлежности: матрац, простыня, подушка, одеяло с пододеяльником. Если в игре участвует несколько детей, нужно посадить детей так, чтобы все видели спящих кукол, все предметы одежды для них и могли свободно выходить по приглашению взрослого. Взрослый объясняет правила игры: - Дети, посмотрите, кто спит на этой кроватке. Узнали ее? Да, это кукла Катя. А кто спит на этой? Правильно. Это Таня. Взрослый, обращаясь к большой кукле говорит: - Катя, ты уже проснулась? Будешь вставать? Дети, она говорит, что хочет встать, но сначала надо разыскать ее одежду. Что нужно для того, чтобы одеть Катю? - Платье, майку, трусики, колготки, туфельки. - Правильно. Посмотрите внимательно на полочку. Вы видите одежду? Один ребенок увидел платье. Взрослый прикладывает платье кукле Кате. -Дети, посмотрите, годится Кате платье? (Дети улыбаются: платье явно мало.) Нет, оно мало. -Значит платье не для Кати. Для кого же оно? Наверное оно для куклы Тани. Она еще спит. Обращаясь к одному ребенку: - Поищи другое платье. Ребенок находит платье побольше, примеряет кукле. Все видят, что оно подходит и просят одеть Катю. -Платье кукле сразу наденем или сначала наденем другие вещи? - спрашивает взрослый, привлекая - внимание детей к белью куклы. - Надо сначала трусики и майку надеть, - отвечают дети. - Значит, их надо найти. Кто найдет трусики и майку для куклы Кати? Только не ошибитесь! Один ребенок подходит к шкафу, выбирает одежду: маленькую майку откладывает в сторону, берет большую майку и приносит взрослому. Таким образом находят и дрйгие вещи. Приглашая детей к себе, взрослый просит одного надеть на куклу трусы, другого - майку, третьего - платье, застегнуть пуговицы, завязать пояс. при этом дети проявляют как наблюдательность, внимание, так и двигательную активность. Таким же образом можно одеть и другую куклу. Одетых кукол можно взять для игры на прогулку. Важно, чтобы процесс одевания не был оторванным от дальнейшей деятельности ребенка. Кукла Катя проснулась.
Кукла Катя обедает. Дидактическая задача. Закрепить знания детей о столовой посуде, активизировать их речь; воспитывать культуру поведения во время еды, заботливое отношение к кукле. Игровые правила. Правильно находить и отбирать посуду для обеда. Безошибочно показывать предметы. При правильном выборе посуды дети хлопают в ладоши, если ошибка - грозят пальчиком. Игровые действия. Накрыть игрушечный стол для кормления куклы, постелить скатерть, поставить посуду, салфетницу, поставить стул, посадить куклу за стол. Ход игры. На столе стоит посуда: чайная, столовая, кухонная. Кукла Катя сидит за столом. - Дети, Катю надо покормить обедом, - говорит взрослый и показывает на стол, за которым сидит кукла. - А здесь стоит посуда. (Указывает на стол, стоящий в сторонке.) Будем играть так: на стол ставить лишь то, что нужно для обеда. Поочередно по приглашению взрослого дети находят нужный предмет. Если предмет правильно отобран, все хлопают в ладоши, в случае ошибки грозят пальчиком. Обращаясь к ребенку: - Что ты поставишь кате на стол? - Я поставлю вот это. - Как это называется? - Тарелка глубокая для супа. В знак одобрения дети хлопают в ладоши, а ребенок ставит перед куклой тарелку. По просьбе взрослого дети находят так все предметы, которые потребуются для кормления куклы: тарелки (глубокая и мелкая), вилка и ложка (большая и маленькая), хлебница, чашка; правильно их называют и красиво расставляют на столе. Не забывают поставить стакан с салфетками, постелить скатерть. И при каждом правильном действии дети хлопают в ладоши. В конце игры взрослый просит пожелать Кате хорошего аппетита, а одному из детей после обеда куклы убрать все со стола.
Новая кукла. Дидактическая задача. Учить детей правильно называть предметы обстановки в комнате; уточнять их назначение; активизировать речь детей. Игровые правила. Называть только тот предмет, к которому подошла кукла; отвечает тот, к кому обращается кукла; если она обращается ко всем детям, отвечают все хором. Игровые действия. Гуляют по комнате, выбирают предметы для описания, знакомят с ними новую куклу. Ход игры. Дети сидят на стульях, расставленных вдоль стены. Взрослый готовится начать беседу, но вдруг раздается стук в дверь. - Кто-то к нам идет, - говорит взрослый. Отвернувшись на мгновение от детей, незаметно берет на руки куклу (дети ее раньше не видели), затем продолжает: - Как зовут тебя, малышка? Прижимает куклу к щеке, имитируя секретный ответ куклы. Взрослый делает вид, что не совсем хорошо понял, и повторяет движение куклой. -Теперь понял. Дети, зовут нашу гостью Валя. Давайте покажем ей нашу комнату. Хочешь, Валя, мы тебе покажем и обо всем расскажем. Кукла согласна. Дети называют предметы. Затем взрослый с куклой в руках вместе с детьми подходит то к одному, то к другому предмету, имитируя вопросы куклы, спрашивает: - А это что у вас? - Это у нас аквариум. В нем живут красивые рыбки, - отвечают дети. - А здесь что у вас? - Это шкаф для игрушек. Так кукла Валя познакомилась с игрушками и другими предметами, которые были в комнате, узнала, для чего они нужны; удивлялась, хвалила порядок, благодарила за внимание к ней. Дети охотно разговаривали с куклой. Такой прием помогает включить в игру новую игрушку, у детей появляется желание играть с ней, беречь куклу.
Что изменилось? (Игра с матрешками). Дидактическая задача. Упражнять детей в правильном назывании предметов и их действий (матрешка спряталась, стоит на месте, прибежала), замечать и называть различие в цвете одежды и размере матрешек, воспитывать у детей зрительную память, произвольное запоминание, наблюдательность, речь. Игровые правила. Отвечает только тот, кого называет матрешка-мама (самая большая матрешка). Игровые действия. Отгадывание, что изменилось в расположении матрешек. Ход игры. Взрослый показывает детям поочередно пять разных по размеру разноцветных матрешек. Дети рассматривают их. Все матрешки разные по величине и одеты в разные сарафаны и платочки. Вместе с детьми взрослый называет цвета одежды, отмечает, что по величине все матрешки разные. Дети сидят за столиком полукругом так, чтобы всем были видны матрешки. Взрослый задает вопрос: - Дети, что вы видите на моем столе? - Матрешки, - отвечают дети хором. - Посмотрите, какие матрешки по росту. (Ставит рядом две, потом три, а затем четыре матрешки.) Одинаковые по росту или нет? ("Разные".) А что у них разное? Посмотрите внимательно! Вначале дети затрудняются ответить правильно, взрослый помогает им наводящими вопросами: -Посмотрите на платочки. Какие они? (Прикасается то к одной, то к другой матрешке.) Правильно. У одной матрешки платочек красный, у другой - зеленый, а у этой - синий. Как мы скажем про платочки одним словом? ("Платочки у матрешек разного цвета".) А сарафаны? Как можно сказать? Правильно. Сарафаны у них тоже разные. (Вместе с детьми называет, какого цвета у каждой матрешки сарафан: красный, зеленый, синий.) Посмотрите на них и запомните, как матрешки одеты. А теперь поиграем так: я закрою ширмой матрешек, а вы потом узнаете, какая матрешка спрячется. Но нужно отвечать только по одному, поэтому, кто заметит, подойдет ко мне и скажет тихо-тихо, чтобы другие не слышали. Далее взрослый обращает внимание детей на размер матрешек: прячет за ширмой то одну, то другую матрешку, то сразу две. При повторном проведении игры отвечает тот, на кого укажет матрешка. В игре можно использовать и другие предметы, в зависимости от того, какие задачи решаются.