Формирование инклюзивной культуры как базиса для развития инклюзивного образования по результатам научно-исследовательской работы лаборатории социальной психологии Регионального социопсихологического центра, Самара. Эстерле А.Е. Печерских Е.А.
Бут, Т., Эйнскоу, М., Кингстон, Д. (2006) 2
Инклюзивное образование Инклюзивная политика Формирование политики «школы для всех» Организация поддержки разнообразия Инклюзивная практика Управление процессом обучения Эффективное распределение ресурсов Инклюзивная культура Построение школьного сообщества Принятие инклюзивных ценностей 3
Построение школьного сообщества ИНДИКАТОРЫ «Всем ученикам рады в школе, ко всем доброжелательно относятся» «Одноклассники помогают друг другу на уроках» «Почти со всеми одноклассниками у меня/у ребёнка приятельские или дружеские отношения» «Ученики и учителя ведут себя уважительно по отношению друг к другу» «Школа часто организует экскурсии в учреждения, находящиеся рядом с ней: на предприятия, в музеи, библиотеки и др.» «Родители поддерживают партнёрские отношения с педагогами по поводу обучения и воспитания ребёнка» «Педагоги школы сотрудничают, а не конкурируют между собой» 4
«Всем ученикам рады в школе, ко всем доброжелательно относятся» 5
«Одноклассники помогают друг другу на уроках» 6
«Почти со всеми одноклассниками у меня/у ребёнка приятельские или дружеские отношения» 7
«Ученики и учителя ведут себя уважительно по отношению друг к другу» 8
«Школа часто организует экскурсии в учреждения, находящиеся рядом с ней: на предприятия, в музеи, библиотеки и др.» 9
«Родители поддерживают партнёрские отношения с педагогами по поводу обучения и воспитания ребёнка» 10
«Педагоги школы сотрудничают, а не конкурируют между собой» 11
Принятие инклюзивных ценностей ИНДИКАТОРЫ «Ученики, их родители и педагоги одобряют, что в школе учатся дети с инвалидностью» «Учителя прилагают много усилий для того, чтобы ученики лучше учились» «Учителя стараются привлечь всех учеников к внеурочной и общественно-полезной деятельности» «Учителя верят, что все ученики способны на высокие достижения» «Всех учеников в классе одинаково ценят» 12
«Ученики, их родители и педагоги одобряют, что в школе учатся дети с инвалидностью» 13
«Учителя прилагают много усилий для того, чтобы ученики лучше учились» 14
«Учителя стараются привлечь всех учеников к внеурочной и общественно-полезной деятельности» 15
«Учителя верят, что все ученики способны на высокие достижения» 16
«Всех учеников в классе одинаково ценят» 17
Выводы: 1. Наблюдается большая интенсивность внутренних социальных связей, по сравнению с внешними. 2. Для детей с инвалидностью не создаются специальные «тепличные условия» в ущерб остальным ученикам. 3. Доброжелательное отношение педагогов распространяется далеко не на всех учащихся. Предположение – отсутствие привычки взаимодействовать. 4. Более благоприятный стиль взаимодействия наблюдается в отношениях типа «ученик- ученик» и «учитель-учитель». 18
Выводы (продолжение) 5. Имеется в общем положительное отношение к совместному обучению детей с инвалидностью и без. 6. Учителя активны в учебной деятельности, это замечается и высоко оценивается участниками образовательного процесса. Есть проблемы с включенностью детей во внеурочную и общественно-полезную деятельность (аналогично неинклюзивным школам). 7. В отношении значительного количества учащихся имеют место быть заниженные ожидания и оценка способностей. 19
Процесс формирования инклюзивной культуры Политика Практика Культура Политика Практика Культура 20