Романтизм как литературное направление как литературное направление
Романтизм - одно из крупнейших направлений в мировом искусстве конца XVIII -начала XIX веков. Этимологически французское слово "romantism" восходит к испанскому слову "romans". В XVIII веке романтическим называли все фантастическое, необычное, странное, встречающееся лишь в книгах, а не в действительности. Впервые слово "романтизм" как термин, как наименование литературного направления стало употребляться и Германии в конце XVIII века. Там же возникла и первая школа "Иенских романтиков", основанная братьями Фридрихом и Августом Шлегелями. Новалисом и Тиком. Ими же было создано первое философское и эстетическое обоснование теории романтизма.
Причины возникновения и распространения романтизма - потрясения революции и потрясения наполеоновских войн - пересмотр старых понятий и старых ценностей - разочарование в идеях просветительства, которые не оправдали надежд на духовное возрождение людей. - постепенно разросся "космический пессимизм» и сопровождался настроениями безнадежности, отчаяния, "мировой скорби'", которую впоследствии назвали "болезнью века" и сопровождался настроениями безнадежности, отчаяния, "мировой скорби'", которую впоследствии назвали "болезнью века"
Романтизм – литературное направление, в основе которого положено стремление личности к абсолютной свободе, к духовному совершенству, к идеалу, Романтизм – литературное направление, в основе которого положено стремление личности к абсолютной свободе, к духовному совершенству, к идеалу, в сочетании с непониманием несовершенства окружающего мира. в сочетании с непониманием несовершенства окружающего мира.
Представители романтизма. Англия: «бурные романтики Дж.Байрон, Шелли; созерцательные поэты «озерной школы» - Колридж, Саути, Скотт – родоначальник исторического романа. Франция: де Стендаль, В.Гюго,Ж.Санд Россия: В.А.Жуковский, Дельвиг, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов М.Ю.Лермонтов
Европейский романтизм Обращение к вечным идеалам, разлад с действительностью Обращение к вечным идеалам, разлад с действительностью Романтическое двоемирие (чувства, желания человека и действительность находятся в глубоком разладе) Романтическое двоемирие (чувства, желания человека и действительность находятся в глубоком разладе) Самоценность человеческой личности, богатство и уникальность человеческой души Самоценность человеческой личности, богатство и уникальность человеческой души Исключительный герой помещен в исключительные обстоятельства Исключительный герой помещен в исключительные обстоятельства
Романтическое движение в России Психологический -зло в грешной природе современного человека современного человека -перерождение человека путем самовоспитания В.А.Жуковский, Е.А.Баратынский Гражданский - Зло в окружающих человека обстоятель- ствах - Борьба с несовершен- ством современного общества К.Ф.Рылеев, К.Ф.Рылеев, поэты-декабристы поэты-декабристы
Романтическое движение в России В русском романтизме складываются две ветви В русском романтизме складываются две ветви романтического движения: созерцатели и активно действующие. Представители первой ветви предпочитают Представители первой ветви предпочитают уход от реальности в мир мечты, в потусторонний мир. Представители второй ветви полны призывов Представители второй ветви полны призывов к активному действию, их герои – это борцы за свободу личностного волеизъявления, свободу духа.
Черты романтизма Провозглашение человеческой личности сложной, глубокой, утверждение внутренней бесконечности человеческой индивидуальности Провозглашение человеческой личности сложной, глубокой, утверждение внутренней бесконечности человеческой индивидуальности Взгляд на жизнь «сквозь призму сердца» Взгляд на жизнь «сквозь призму сердца» Интерес ко всему экзотическому, сильному яркому, возвышенному Интерес ко всему экзотическому, сильному яркому, возвышенному Тяготение к фантастике, условности форм, смешению высокого и низкого, комического и трагического, обыденного и необычного Тяготение к фантастике, условности форм, смешению высокого и низкого, комического и трагического, обыденного и необычного Мучительное переживание разлада с действительностью Мучительное переживание разлада с действительностью Отказ от обыденного Отказ от обыденного Стремление личности к абсолютной свободе, к духовному совершенству, недостижимому идеалу в сочетании с пониманием несовершенства мира Стремление личности к абсолютной свободе, к духовному совершенству, недостижимому идеалу в сочетании с пониманием несовершенства мира
Черты романтизма в художественном произведении 1. Романтический герой - герой-мечтатель, герой- созерцатель, живущий в ирреальном мире; герой- бунтарь, призывающий к активной борьбе «за угнетённую свободу человека». 2. Изображаются исключительные обстоятельства 3. Отказ от иерархии жанров эпохи классицизма 4. Сюжет не фиксирован 5. Отказ от обыденного 6. Стремление к фантастическому, нереальному, экзотическому. Поэзия символов. 7. Субъективное восприятие и изображение действительности
Основные свойства романтизма Доминанта субъективного над объективным Доминанта субъективного над объективным Стремление не воссоздать, а пересоздать действительность Стремление не воссоздать, а пересоздать действительность Тяга к выдвижению на первый план исключительного (в характерах и обстоятельствах) Тяга к выдвижению на первый план исключительного (в характерах и обстоятельствах)