«Использование приемов ТРИЗ в начальной школе»
ТРИЗ теория решения изобретательских задач, начатая Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Особенность ТРИЗ-педагогики заключается в том, что она предлагает алгоритмические методы формирования осознанного, управляемого, целенаправленного и эффективного процесса мыследеятельности, то есть работает на повышение культуры мышления.
модельЭлемент - имя признака - значение признака для рассмотрения составных частей изучаемого явления и их значений (окружающий мир, информатика, русский язык (составление лексического значения слова)). Например: школа, парта, учебник. Для этого учащимся предлагается ответить на вопросы: К какому классу предметов относится? Из какого материала «предмет» сделан? Для чего служит?». Учащиеся записали: «Школа – здание из кирпича, дерева, бетона, место, где учатся», «парта – предмет мебели, сделан из дерева, за ней сидят в школе», «учебник – книга, по которой учатся в школе». Полученные характеристики предметов сравниваются с лексическим значением слова в толковом словаре. Также можно предложить лексическое значение слова, составленное по этим же вопросам, а учащимся необходимо отгадать слово.
«Маленькие человечки» – молекулы, из которых состоят вещества. Они постоянно движутся. В твердом теле человечков очень много, они держатся за руки и стоят близко друг к другу, в жидкостях человечки стоят свободнее и между ними могут «пройти» другие человечки, а в газах расстояние между человечками самое большое. Передача «информации» быстрее всего происходит в твердом теле, затем в жидкостях, медленнее всего в газах». Свойства твердых тел, жидкостей и газов могут смоделировать сами дети. Показать, нагревание железа, воды и воздуха; передачу звука и запахов. Учащиеся самостоятельно смогут ответить на вопросы: «Почему сквозь твердое тело нельзя провести руку, а сквозь жидкое можно? Почему жидкость принимает форму сосуда? Почему запах от духов распространяется по всей комнате?»
При знакомстве с Солнечной системой может очень пригодиться системный лифт. «Класс школа улица Карташова город Томск Российская Федерация материк Евразия Северное полушарие планета Земля Солнечная система галактика Млечный путь Вселенная».
на литературном чтении – героев литературных произведений; на окружающем мире – полезных ископаемых, растения, животных, частей растений, систем организма; на математике – геометрических фигур, математических величин; на русском языке – частей речи, членов предложений, частей слова, лингвистических терминов.
ИмяТрусливый Лев СоздательА.Волков Пропискасказочная повесть «Волшебник изумрудного города» Внешний видогромный, громадный лев Где впервые встречается в лесу на дороге Личные качества при первой встрече, чтобы скрыть свою трусость, страшно ревел и нападал на маленьких и слабых Заветное желание смелость Имясуществительное Обозначаетпредмет Вопросыкто? Что? Особые приметы: Род средний, мужской, женский Число единственное, множественное Член предложения подлежащее, дополнение
Модель Морфологический ящик / копилка для создания информационной копилки и последующего построения определений при изучении лингвистических и математических понятий Копилка «Число имен существительных» Единственное число Множественное число МолокоНожницы ШоколадЧасы МедСливки ДобротаБрюки
Составление плана/раскадровка для составления простого и развернутого плана прочитанного произведения (литературное чтение) «Да-нетка» - метод сужения поиска посредством задавания вопросов, на которые можно отвечать «да-нет». «Системный оператор» для систематизации объектов (окружающий мир).
Беречь, ночь, багаж, испечь, туч, стеречь, вещь, лещ, дочь «Да-нетка»
Спасибо за внимание!