Выбор методов обучения Уроки технологии в условиях перехода к ФГОС Учитель технологии Голубева Наталья Викторовна МАОУ гимназия 76
« Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра» Джон Дьюи
формирование у ученика личностных качеств созидателя и творца, духовно-нравственное воспитание ФГОС
на познание, коммуникативное, социальное личностное развитие школьника Эффективные технологии
Название технологии ЦельСущностьМеханизм Проблемное обучение Развитие познавательной активности, творческой самостоятельно сти обучающихся Последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися познавательных задач, позволяющих активно усваивать знания Поисковые методы, постановка познавательных задач
Название технологии ЦельСущностьМеханизм Модульное обучение Обеспечение гибкости обучения, приспособление его к индивидуальны м потребностям личности, уровню его базовой подготовки Самостоятельная работа обучающихся с индивидуальной учебной программой Проблемный подход, индивидуальный темп обучения
Название технологии ЦельСущностьМеханизм Развиваю щее обучение Развитие личности и ее способносте й Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию Вовлечение обучаемых в различные виды деятельности
Название технологии ЦельСущностьМеханизм Дифферен цированн ое обучение Создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей Усвоение программного материала на различных планируемых уровнях, но не ниже обязательного (стандарт) Методы индивидуально го обучения
Название технологии ЦельСущностьМеханизм Активное (контекстн ое) обучение Организация активности обучаемых Моделирование предметного и социального содержания учебной (профильной, профессиональной) деятельности Методы активного обучения
Название технологии ЦельСущностьМеханизм Игровое обучение Обеспечение личностно- деятельного характера усвоения знаний, навыков, умений Самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку, усвоение учебной информации Игровые методы вовлечения обучаемых в творческую деятельность
Название технологии ЦельСущностьМеханизм Обучение развитию критического мышления Обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс Способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения Интерактивные методы обучения; вовлечение учащихся в различные виды деятельности; соблюдение трех этапов реализации технологии: вызов (актуализация субъектного опыта), осмысление, рефле ксия
«Нет методов заведомо плохих, либо хороших, только в системе педагогических средств может быть дана их объективная оценка, проверенная опытом» А.С. Макаренко
При использовании метода проектов возникает противоречия между традиционными формами и методами организации трудового обучения и необходимостью вовлечения школьников в практическую деятельность по изготовлению наиболее привлекательных для них изделий и исследовательскую деятельность, по выбору наиболее эффективных способов их изготовления
«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» К.Д. Ушинский
Условия, стимулирующие творческую деятельность в классных коллективах: благоприятный психологический климат, формирование совместных рабочих групп для делового сотрудничества; творческая атмосфера, поддержка учителем новых идей, поощрение инициативы и творчества; постоянное стимулирование изобретательности обучающихся, отсутствие чрезмерной опеки
Приемы: прием одобрения – эмоционально заряжает обучающихся; использование в качестве образца наиболее удачных работ и проектов для показа в обучении; рекомендации лучших работ на выставку, конкурсы; прием поощрения (объявление благодарности учащимся и их родителям)
Алгоритм проектирования: Защита проекта Мотивация Определение потребности и краткая формулировка задачи Набор первоначальных идей Проработка одной или нескольких идей Изготовление изделия Испытание и оценка изделия
«Негласные» 10 правил при защите проекта: 1. Технологичность 2. Экономичность 3. Экологичность 4. Безопасность 5. Эргономичность (тесно связано с научной организацией труда и предусматривает оборудование рабочего места с наименьшими затратами человека при обслуживании) 6. Удобство в использовании. 7.Системность – последовательность в изучении материала. 8. Творческая направленность и занимательность 9. Соответствие требованием дизайна. 10. Значимость.
«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые, научившись копировать, умели бы сделать самостоятельное приложение этих сведений» Л. Толстой.