ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «А Т Е Л Ь Е» (для детей старшего дошкольного возраста)
ЗАДАЧИ: развивать внимание и память; содействовать проявлению и развитию произвольного поведения в игре ЦЕЛЬ ИГРЫ: развитие и обогащение знаний об окружающем мире
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: ОБОГАЩАТЬ СЛОВАРЬ ДЕТЕЙ НАЗВАНИЯМИ ПРОФЕССИЙ ЛЮДЕЙ, СВЯЗАННЫХ С ПОШИВОМ ОДЕЖДЫ; АКТИВИЗИРОВАТЬ В РЕЧИ ГЛАГОЛЫ, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ДЕЙСТВИЯ ЛЮДЕЙ, РАБОТАЮЩИХ В АТЕЛЬЕ I ВАРИАНТ ИГРЫ (с использованием наглядности)
ОПИСАНИЕ ИГРЫ: Воспитатель знакомит детей с проблемной ситуацией: «Незнайка решил пошить себе новый костюм, но он не знает к кому обратиться. Я объяснила Незнайке, что ему нужно пойти в ателье, а что делать дальше – расскажите вы. Тот ребенок, у которого я назову, должен назвать профессию человека к которому необходимо обратиться Незнайке и объяснить, что будет делать человек названной профессии. На помощь вам придут картинки». Воспитатель поочередно называет детей и в помощь последовательно вывешивает соответствующие изображения.
НАЗВАННЫЙ РЕБЕНОК ОТВЕЧАЕТ: - Незнайке надо обратиться к модельеру (художнику). Модельер нарисует фасон (нарисует костюм) Н А П Р И М Е Р : СЛЕДУЮЩИЙ РЕБЕНОК: - Незнайке надо обратиться к продавцу. Продавец продаст ткань Далее дети говорят о приемщике заказов, закройщике, о портном. Игра заканчивается тем, что Незнайка благодарит детей за помощь. Развитие игры продолжается в следующих вариантах
II ВАРИНТ ИГРЫ (С МЯЧОМ) ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: АКТИВИЗИРОВАТЬ В РЕЧИ ДЕТЕЙ ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ; РАЗВИВАТЬ ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ (СООТНЕСЕНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, ГЛАГОЛОВ И СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В РОДЕ И ПАДЕЖЕ)
ОПИСАНИЕ ИГРЫ: Воспитатель предлагает детям поиграть в уже знакомую игру, только теперь им придется представить себя в роли работников ателье, а заказчиком будет сам воспитатель. Педагог поясняет, что люди заказывают одежду в ателье именно потому, что хотят носить что-то особенное и очень красивое, поэтому всем, кто работает в ателье необходимо приложить все свои умения и очень постараться, чтобы клиент был доволен. Воспитатель договаривается с детьми об особенном правиле: «Каждый играющий должен украсить красивым словом свою речь!», и приводит пример: «Я хочу пошить не просто платье, а нарядное, красивое платье». Так же воспитатель сообщает детям, что работником ателье становится тот ребенок, к которому попадает мяч
Воспитатель кидает мяч ребенку и говорит: «Я хочу, чтобы мне сшили нарядное платье! Данил, ты модельер». Данил отвечает: «Я нарисую для Вас красивое платье (подберу красивый фасон)», - и передает мяч обратно воспитателю. Педагог бросает мяч следующему ребенку – продавцу тканей, потом закройщику, который может предложить раскроить удивительное платье; портной сошьет великолепное платье и т.п. Н А П Р И М Е Р :
III ВАРИНТ ИГРЫ (С МЯЧОМ) ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: РАЗВИВАТЬ СВЯЗНУЮ РЕЧЬ ДЕТЕЙ (ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В РЕЧИ ПРОСТЫХ И РАСПРОСТРАНЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ; ВЫСТРАИВАНИЕ РЕЧЕВОЙ ЛОГИЧЕСКОЙ ЦЕПОЧКИ, Т.Е. СМЫСЛОВОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ)
ОПИСАНИЕ ИГРЫ: Игру организует воспитатель, но главная роль предоставляется активному ребенку. Главная роль – заказчик, который по своему желанию кидает мяч любому ребенку и называет то, что желает пошить. Задача ребенка, поймавшего мяч, представить свою профессию и ту работу, которую он сделает. Усложнением в этом варианте игры может быть добавление роли модели, демонстрирующей моду. Модель покажет заказчику, как смотрится его вещь со стороны (продемонстрирует модную одежду)
ИГРА МОЖЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ: КАК РЕЖИМНЫЙ МОМЕНТ; КАК ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ИГРА ПЕРЕД ЗАНЯТИЕМ; КАК СТРУКТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ ЗАНЯТИЯ ; ВО ВРЕМЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ, ПО ЗАКРЕПЛЕНИЮ ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЫ Полученные знания, игровые умения в этой дидактической игре дети переносят в сюжетно – ролевую игру «Ателье» ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИГРЫ В РЕЖИМЕ ДНЯ
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ