И.Попов «Первый снег» И стало вдруг белым-бело. Земля притихла и смирилась. Очарование прошло. Снег выпал. Чудо совершилось. И. Кравченко
Цели урока: формирование умения вести дневниковые записи, составлять высказывания типа описания природы на основе произведений живописи; учить смотреть и видеть прекрасное в обыденном; чувствовать и воспринимать, передавать свои чувства, эмоции, настроения при помощи слова; развитие образного мышления, умение отбирать языковые средства, характерные для текста описания.
В тот год осенняя погода Стояла долго на дворе, Зимы ждала, ждала природа. Снег выпал только в январе На третье в ночь. Проснувшись рано, В окно увидела Татьяна Поутру побелевший двор, Куртины, кровли и забор, На стеклах легкие узоры, Деревья в зимнем серебре, Сорок веселых на дворе И мягко устланные горы Зимы блистательным ковром. Все ярко, все бело кругом. А.С.Пушкин «Евгений Онегин» Е.Е.Волков «Ранний снег»
В.Д.Поленов «Ранний снег»
Заколдован невидимкой, Дремлет лес под сказку сна, Словно белою косынкой Подвязалася сосна. С.Есенин «Пороша»
Игорь Александрович Попов Учился в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова (194551) у С. В. Герасимова. С 1974 был председателем правления Московской организации Союза художников РСФСР. Творчество Попова (преимущественно пейзажи, жанровые композиции, портреты) проникнуто поэтичным восприятием русской природы, современной жизни небольших русских городов и их жителей; для его картин характерна свободная живописная лепка («Базарный день», , Ярославский художественный музей; серия портретов «Рыбаки из Галича», 1965, Дирекция художественных фондов и проектирования памятников министерства культуры РСФСР; «Ваше здоровье, Александр Мартынович!», 1967, и «Сентябрь. Тишина», 1972, обе в Третьяковской галерее).
Дневник 1. Записи, ведущиеся изо дня в день. 2. Ученическая тетрадь для записей заданных уроков и об отметках об успехах.
Средства художественной выразительности Эпитет – красочные определения. Сравнения - троп, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку Олицетворения - троп, приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым. Метафоры - (от др.-греч. μεταφορά «перенос», «переносное значение») троп, слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака.
План-схема Раннее утро. Описание увиденного из окна. Настроение, вызванное первым снегом.
Небо - пасмурное, серое, низкое, затянутое снеговыми облаками; Снег – белый, пушистый, лёгкий, обильный, крупные снежинки, летящие по ветру, розоватый, голубоватый, покрытый следами; Дома - крыши домов покрыты снегом, снег на подоконниках, на оконных рамах, старый городской дворик ; Тротуар - широкий, занесённый глубоким снегом, усеянный следами; Люди - три девочки на улице, радуются первому снегу; молодой человек в телефонной будке; девушка у окна наблюдает за падающими снежинками; Деревья - старые ветвистые с необлетевшей листвой, ветки покрыты снегом; Собака – замерзший щенок, впервые увидевший снег.