Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа 9 имени В.Т. Степанченко г. Ржева Тверской области Исследовательская работа.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Дать определение. Существительные в именительном падеже Сумерки, сумерки вешние… Запевающий сон, зацветающий цвет, Исчезающий день, погасающий свет… (А.Блок)
Advertisements

Односоставные предложения, их разновидности. Определённо-личные предложения.
Подготовка к ЕГЭ. Односоставные предложения Не стыдно не знать, Не стыдно не знать, стыдно не хотеть узнать. стыдно не хотеть узнать. Учитель русского.
В поисках смысла В каждом параграфе, в каждом рассказе, В сказке и в песне, даже во фразе – Ты только вдумайся, Только всмотрись – Кроется самая главная.
«Не стыдно не знать, Стыдно не учиться». Девятнадцатое декабря. Классная работа. Обобщающий урок по теме: «Односоставные предложения». а) Образовательная:
«С русским языком можно творить чудеса». К.Г.Паустовский.
Климова Ирина Анатольевна, учитель русского языка, школа 422 Кронштадтского района.
Виды односоставных предложений Разработано учителем русского языка и литературы высшей категории МОУ «СОШ 1» г.Энгельса Саратовской области Сосулиной Галиной.
«НЕ СТЫДНО НЕ ЗНАТЬ, СТЫДНО НЕ УЧИТЬСЯ!» (пословица)
Цели: Закрепить: умение различать типы односоставных предложений по смысловым и грамматическим признакам умение различать типы односоставных предложений.
Односоставные предложения. Односоставные предложения с главным членом подлежащим- назывные Пример : Зима.
Пояснения к уроку (см. ПРЕЗЕНТАЦИЮ) 1 слайд: 2 слайд: данный текст был дан в качестве домашнего задания, нужно было подчеркнуть грамматические основы и.
Данные об авторе Данную презентацию составила учительница русского языка и литературы Азбабинской средней школы Апастовского муниципального района Валиуллина.
В поисках смысла В каждом параграфе, в каждом рассказе, В сказке и в песне, даже во фразе – Ты только вдумайся, Только всмотрись – Кроется самая главная.
Научиться распознавать односоставные предложения и определять их вид по значению и способу выражения главного члена. Цель.
Назывные предложения 8 кл. Цели урока: дать понятие о назывных предложениях; уметь находить назывные предложения; показать выразительные особенности предложений.
Односоставные предложения Урок русского языка в 8 классе МОУ Павловская ООШ Каргасокского района Учитель русского языка и литературы : Топорова Ирина.
Презентация ученицы 10 – Б класса Смолинской ООШ 2 Босько Яны к стихотворению «Шёпот, робкое дыханье…» А.Фет.
Односоставные предложения.. Основные группы односоставных предложений 1) с главным членом – сказуемым. Вечереет. Морозит. 2) с главным членом – подлежащим.
Назывные (номинативные) предложения Номинативные – от nominativus именительный падеж.
Транксрипт:

Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа 9 имени В.Т. Степанченко г. Ржева Тверской области Исследовательская работа по теме: «Роль односоставных предложений в повести Вячеслава Кондратьева «Сашка» Выполнила: ученица 9 «В» класса Выполнила: ученица 9 «В» класса Воскресенская Екатерина Учитель: Зуева Л. В.

Цель моей работы Известно, что различные виды односоставных предложений неодинаково распространены в речи. Мне показалось интересным понаблюдать за ролью односоставных предложений в художественном тексте. В качестве материала я выбрала повесть писателя Вячеслава Кондратьева «Сашка». Известно, что различные виды односоставных предложений неодинаково распространены в речи. Мне показалось интересным понаблюдать за ролью односоставных предложений в художественном тексте. В качестве материала я выбрала повесть писателя Вячеслава Кондратьева «Сашка».

Теоретический курс

Типы односоставных предложений НазывныеГлагольные Определенно-личныеНеопределенно-личные Обобщенно-личныеБезличные

Назывные предложения Существительные в именительном падеже Сумерки, сумерки вешние… Запевающий сон, зацветающий цвет, Исчезающий день, погасающий свет… (А.Блок) Числительные, сочетания числительного и существительного Двенадцать. Четырнадцатое июля. Местоимения А вот и я! (К.Симонов) Назывные – это такие односоставные предложения, в которых главный член – подлежащее.

Шёпот, робкое дыхание, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья, Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица, В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слёзы, И заря, заря!..

Определенно-личные предложения Сказуемое может быть выражено: Одинокий к тебе прихожу… Предчувствую тебя… Не сердись и прости… (А.Блок) Приветствую тебя, пустынный уголок! (А.С.Пушкин) Люблю грозу в начале мая… (Ф.И.Тютчев) Глаголом в форме 1-го или 2-го лица настоящего(будущего) времени изъявительного наклонения. Глаголом в форме повелительного наклонения

Учись у них – у дуба, у берёзы. Кругом зима. Жестокая пора! А.А.Фет

Неопределенно-личные предложения Формы выражения сказуемого: 1) Глаголом в форме 3-го лица множественного числа настоящего (будущего) времени Так идут державным шагом… (А.Блок) 2) Глаголом в форме множественного числа прошедшего времени Шли на приступ… И прошли, стопой тяжёлой тело тёплое топча… (А.Блок)

Ель рукавом мне тропинку завесила. Ветер. В лесу одному Шумно, и жутко, и грустно, и весело, - Я ничего не пойму. А.А.Фет

Обобщенно-личные предложения Обобщенно-личные указывают на обобщенное лицо. Сказуемое может быть выражено: Глаголом в форме 2-го лица ед. числа настоящего (будущего) времени Глаголом в форме 3-го лица множественного числа Глаголом в форме 1-го лица множественного числа С кем поведёшься, от того и наберёшься Снявши голову, по волосам не плачут Что имеем – не храним, потерявши – плачем

Безличные предложения 1)Безличным глаголом, обозначающим состояние природы или человека Вечереет. Мне нездоровится. 2)Личным глаголом в безличном значении Пахнет сеном… 3)инфинитивом Да и мне не вернуть этих снов, этой веры глубокой… (А.Блок) 4)Словом категории состояния Мне грустно.. 5)Неизменяемой глагольной формой Уюта – нет! Покоя – нет! 6)Страдательным причастием в форме среднего рода В комнате накурено. 7)глаголами, выражающими желательность, словами можно, нужно.. Мне нужно действовать. Безличные – это односоставные предложения со сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего. Способы выражения сказуемого:

Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись! А.С.Пушкин

Вячеслав Кондратьев

30 октября исполняется 85 лет со дня рождения Вячеслава Кондратьева. Повесть «Сашка», первое произведение писателя, была опубликована за год до его шестидесятилетия. 30 октября исполняется 85 лет со дня рождения Вячеслава Кондратьева. Повесть «Сашка», первое произведение писателя, была опубликована за год до его шестидесятилетия. Свое позднее появление в литературе в одном из интервью Кондратьев объяснил так: «У каждого писателя должна быть сверхзадача. Для меня она заключалась в том, чтобы рассказать ту правду о войне, которая еще не написана». История о Сашке, как сказал Константин Симонов, - «это история человека оказавшегося в самое трудное время, в самом трудном месте и на самой трудной должности – солдатской». Писателя не стало в сентября 1993 года. История о Сашке, как сказал Константин Симонов, - «это история человека оказавшегося в самое трудное время, в самом трудном месте и на самой трудной должности – солдатской». Писателя не стало в сентября 1993 года.

«Начал я разыскивать своих ржевских однополчан, но никого не нашел, и пала мысль, что, может, только я один и уцелел, а раз так, то должен я рассказать обо всем. Cхватила меня война за горло и не отпускала. И наступил момент, когда я уже не мог не начать писать».

«Сашка» Повесть «Сашка» можно было назвать " глубочайшим сущностным трагическим прозаизмом войны". В бесчеловечной кровавой войне человек остается человеком, а люди-людьми. Это для писателя главное. Об этом и написана повесть: о страшной войне и сохранении человечности. Повесть «Сашка» можно было назвать " глубочайшим сущностным трагическим прозаизмом войны". В бесчеловечной кровавой войне человек остается человеком, а люди-людьми. Это для писателя главное. Об этом и написана повесть: о страшной войне и сохранении человечности.

Роль односоставных предложений в повести Вячеслава Кондратьева «Сашка» Вячеслав Кондратьев в своей повести использовал большое количество односоставных предложений. Больше всего я нашла в повести определенно-личных предложений. Например: Беги! Бросайте оружие, закурим сигареты! Пленных не расстреливаем. Бросайтесь вперёд! Очевидно, что такие предложения автор использует, чтобы выразить приказ, команду к действию.

Роль односоставных предложений в повести Вячеслава Кондратьева «Сашка» В повести также много и назывных предложений. Например:Распутица!Воздух! Утро-то какое! Тишина! Несомненно, с помощью назывных предложений Кондратьев пытается описать природу, окружающую обстановку.

Роль односоставных предложений в повести Вячеслава Кондратьева «Сашка» Я нашла и неопределенно-личные предложения. Например:Пошли. Копали картошку руками. Присели, завернули по цигарке, задымили… Сплошали. Этими предложениями автор пытается передать действия солдатов, но он не называет лиц, совершающих действия.

Роль односоставных предложений в повести Вячеслава Кондратьева «Сашка» В повести еще использованы безличные предложения. Например: С хлебцем плохо. Было еще темно. Нечего курить. Нет боеприпасов. Грязь. Бои под Ржевом. Благодаря этим предложениям читатель может почувствовать атмосферу войны, представить себе природу, условия, в которых находились солдаты. С помощью безличных предложений писатель выражает своего рода лозунг ( Не победить немцу!).

Заключение Односоставные предложения придают речи лаконизм, экспрессию, динамику, живые разговорные интонации, выносят на первый план действие, дают возможность избежать излишнего повторения местоимений. Односоставные предложения придают речи лаконизм, экспрессию, динамику, живые разговорные интонации, выносят на первый план действие, дают возможность избежать излишнего повторения местоимений.