Писарева Наталья Михайловна учитель начальных классов МОУ Рощинской СОШ «Образовательный центр» Тема: «Формирование ключевых компетентностей младших школьников»
План: Роль и место понятия «ключевые компетентности» в современном образовательном процессе. Виды ключевых компетентностей. Примеры работы по формированию компетентностей на уроке в 4 классе по теме «В мире русской природы».
Виды ключевых компетентностей Коммуника- тивная компетент- ность Информа- ционная компетент- ность Компетент- ность разрешения проблем
Тема урока: «В мире русской природы» Урок в 4 классе по картине К.Ф.Юона «Волшебница зима».
Организационный момент и формирование групп 1. В общей работе надо уметь и уступать, и настаивать на своём; 2. Не капризничать, а договариваться, 3. Договоритесь о плане работы и её результатах, 4. Выслушать предложения всех и выбрать важное, 5. Распределите работу справедливо. Каждый выполняет свою работу и как можно лучше, при этом всё время имеет в виду общую цель. 6. Помоги тому, у кого не получается. 7. Учись у других тому, чего не умеешь. Правила коллективной работы
Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода. В ней есть любовь, в ней есть язык… Ф. Тютчев Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода. В ней есть любовь, в ней есть язык… Ф. Тютчев
Коммуникативная компетентность Речь содержательна, выразительна, грамматически правильна. Самостоятельность построения сложных высказываний. Коммуникативная активность: умение вести диалог, обосновывать свою точку зрения, конструктивно реагировать на критику, способность работать в группе, к публичному выступлению.
Информационная компетентность Анализирует имеющуюся информацию, пользуется справочной литературой для поиска новой, извлекает и систематизирует. Точно излагает полученную информацию, находит выводы и аргументы.
Компетентность разрешения проблем Объясняет позицию решения проблемы, сформулированную учителем. Определяет шаги по решению задачи. Выполняет работу по заданному алгоритму, используя необходимые ресурсы. Оценивает свою деятельность, указывая сильные и слабые стороны
Формы деятельности на уроке: Формы деятельности на уроке: Коммуникативная Ответы на вопросы: Ответы на вопросы: «Первый снег» Февральская лазурь» Пластов А.А. Грабарь И. Пластов А.А. Грабарь И.
Исследовательская работа по картине К.Ф. Юона на лексическом материале - Перед вами картина. Рассмотри ее и расскажи, что на ней изображено? Какое это время года? Докажи свою точку зрения. Как вы думаете, зима уже полностью вступила в свои права или это только первые шаги?
Работа в группах Игра «Собери стихи» Пришла, рассыпалась, клоками Повисла на суках дубов Заколдован невидимкой, Дремлет лес под сказку сна И от солнца блестит Разноцветным огнем Словно белою косынкой, Подвязалася сосна Легла волнистыми коврами Среди полей, вокруг холмов. На дворах и домах Снег лежит полотном
Выбери из стихов образные выражения о зиме Выбери из стихов образные выражения о зиме 1. Пришла рассыпалась клоками 2. Чародейкою Зимою Повисла на суках дубов, Околдован лес стоит- Легла волнистыми коврами И под снежной бахромою Среди полей, вокруг холмов. Неподвижною, немою, А.С.Пушкин Чудной жизнью он блестит. Ф.Фет 3. На дворах и домах 4. Вы проворные ткачи- Снег лежит полотном Вихри и метели, И от солнца блестит Дайте радужной парчи Разноцветным огнём. Для мохнатой ели. И.Никитин С.Маршак 5. Заколдован невидимкой, Дремлет лес под сказку сна, Словно белою косынкой, Подвязалася сосна. С. Есенин
«Листы достижений» (индивидуальные и групповые) Я - слушатель Я - художник Я - исследователь ПонравилосьСомневаюсьНе понравилось
Рефлексия
Информационная Опорные слова при работе Опорные слова при работе с картинами: живопись репродукция пейзаж галерея
метафора олицетворение сравнение синоним эпитет контраст Опорные слова при работе со стихами и картиной «Волшебница зима":
Подведение итогов работы при помощи опор:
Беседа по картине: описание картины, сравнение с поэтическими строчками русских поэтов, обсуждение деталей картины, названия. Описание волшебных превращений зимней природы на картине с использованием опорных слов и художественных приёмов. Разрешение учебной проблемы
Групповое иллюстрирование темы
учащийся получает знания не в готовом виде от учителя или из учебников, а преимущественно добывает их в процессе специально организованного поиска новых решений, разработки проектов; происходит развитие интеллектуальных способностей учащихся; развивается умение мыслить самостоятельно, формируется вариативность мышления; развиваются такие универсальные способности, как анализ, рефлексия, планирование; развивается умение работать с различного рода дополнительной литературой (энциклопедии, справочники, словари). развивается умение детей самостоятельно оценивать свои учебные достижения; у учащихся возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность; учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить своё поведение с учётом позиций других людей. Вывод: