Прекращение деятельности кредитной организации. Прекращение деятельности кредитной организации происходит путем: реорганизации (слияния, присоединения,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема: «Реорганизация и ликвидация ООО». РЕОРГАНИЗАЦИЯ Реорганизация юридического лицаРеорганизация юридического лица – это прекращение или иное изменение.
Advertisements

ОТЗЫВ ЛИЦЕНЗИИ И ЛИКВИДАЦИЯ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВИЛА СТУДЕНТКА ГРУППЫ СЭБ КУУЛАР АЛДЫНАЙ.
ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РЕОРГАНИЗАЦИИ ПЕРВИЧНЫХ ПРОФСОЮЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В УСЛОВИЯХ ОПТИМИЗАЦИИ СЕТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Банкротство финансовых организаций. Под финансовыми организациями понимаются: кредитные организации; кредитные организации; страховые организации; страховые.
Тема 4 Правовые основы деятельности ЦБР. Кредитная организация имеет право существования только с момента ее государственной регистрации в Банке России.
Несостоятельность (банкротство) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Корпоративное управление в ООО Тема 2.. Нормативная база ГК РФ ст ФЗ от –ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (ст.32-50)
Тема 3. Несостоятельность (банкротство) 1. Понятие и признаки несостоятельности (банкротства) 2. Правовой статус арбитражных управляющих 3. Стадии банкротства.
Организационно- правовые формы предприятия. В соответствии с гражданским кодексом РФ в России могут создаваться следующие организационные формы коммерческих.
Тема 2: СОЗДАНИЕ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ИХ ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ.
Порядок исполнения органами Федерального казначейства судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Несостоятельность (банкротство) 1. Понятие и признаки несостоятельности (банкротства) 2. Правовой статус арбитражных управляющих 3. Стадии банкротства.
Порядок ликвидации муниципальных образовательных учреждений.
Проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в части банкротства финансовых организаций.
ФЗ «О кредитной Кооперации» от г. 190-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ п.7. ч. 1. Ст. 6 Обеспечение финансовой устойчивости.
1 Проекты приказов Министерства финансов Российской Федерации в целях реализации Федерального закона от ФЗ « О внесении изменений в Закон.
Нормативно-правовая база реструктуризации сети учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования на региональном уровне.
Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) кредитных организаций.
Лекция 14. Общая и особенная части финансово-страхового права ВОПРОСЫ: 1.Порядок создания, реорганизации, ликвидации страховой организации 2.Правовое положение.
1 СИСТЕМА органов контроля 2 ВНЕШНИЙ ВНУТРЕННИЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗАКАЗЧИКОМ ВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ КОНТРОЛЬНЫЙ ОРГАН В СФЕРЕ ЗАКУПОК ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНЫ.
Транксрипт:

Прекращение деятельности кредитной организации

Прекращение деятельности кредитной организации происходит путем: реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования) или ликвидации (ст. 57 ГК РФ Реорганизация юридического лица, ст. 23 Федерального закона О банках и банковской деятельности).

При реорганизации кредитной организации нрава и обязанности переходят к правопреемникам. В случае реорганизации в устав и Книгу государственной регистрации кредитных организаций вносятся необходимые изменения, а все документы с не истекшими сроками хранения передаются в установленном порядке правопреемнику. Гарантии прав кредиторов юридического лица при его реорганизации регламентируются ст. 60 ГК РФ Гарантии прав кредиторов юридического лица при его реорганизации.

Составляющие содержания процесса реорганизации кредитных организаций: экономическая – объединение или дробление собственного капитала кредитных организаций, вовлеченных в этот процесс; организационная – объединение или разъединение кредитных организаций как юридических лиц с образованием новой (новых) кредитной организации либо изменение ее организационно-правовой формы; юридическая – переход прав и обязанностей в порядке правопреемства между кредитными организациями.

Реорганизация кредитных организаций - объединение или дробление кредитных организаций с целью создания новой кредитной организации или изменения ее организационно-правовой формы с образованием нового юридического лица и переходом прав и обязанностей в порядке правопреемства между кредитными организациями.

В соответствии с действующим законодательством реорганизация кредитных организаций может происходить: добровольно – инициатива исходит от ее учредителей либо органа управления кредитной организацией, а сама реорганизация происходит по решению общего собрания учредителей (участников); в принудительном порядке – по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда (п.1 и 2 ст. 57 ГК РФ).

При слиянии права и обязанности каждой кредитной организации переходят к вновь возникшей кредитной организации; при присоединении одной кредитной организации к другой к последней переходят права и обязанности присоединенной кредитной организации; при разделении кредитной организации ее права и обязанности переходят к вновь возникшим кредитным организациям; при выделении из состава кредитной организации одной или нескольких кредитных организаций к каждой их них переходят права и обязанности реорганизованной кредитной организации; при преобразовании кредитной организации, т.е. изменении ее организационно-правовой формы, ко вновь возникшей кредитной организации переходят права и обязанности реорганизованной кредитной организации.

В процессе реорганизации кредитной организации принимают участие: с одной стороны - учредители (участники) кредитной организации и органы ее управления, уполномоченные учредительными документами кредитной организации; с другой - Банк России и его территориальные учреждения. Кредиторы реорганизуемых кредитных организаций по российскому законодательству имеют право защищать свои интересы, но не могут влиять на сам процесс реорганизации.

Общими чертами для различных форм реорганизации кредитных организаций являются: требование, согласно которому возникший в результате реорганизации банк должен быть способен выполнять обязательные резервные требования и пруденциальные нормы деятельности, установленные Банком России, в том числе норматив достаточности капитала;

в тех случаях, когда участниками возникшего банка становятся участники реорганизованных банков и их доли (вклады) в абсолютном выражении остаются неизменными либо уменьшаются, не требуется дополнительная проверка правомерности их участия в уставном капитале возникшего банка; Общими чертами для различных форм реорганизации кредитных организаций являются:

при реорганизации кредитных организаций с созданием одной или нескольких кредитных организаций Банк России при рассмотрении вопроса о выдаче новых лицензий на осуществление банковских операций принимает во внимание лицензии, на основании которых действовали реорганизованные кредитные организации; Общими чертами для различных форм реорганизации кредитных организаций являются:

документы, необходимые для государственной регистрации кредитной организации, представляются в территориальное учреждение Банка России в течение одного месяца со дня принятия решения о реорганизации кредитной организации, если иное не установлено нормативными актами Банка России; Общими чертами для различных форм реорганизации кредитных организаций являются:

сбор за регистрацию кредитной организации, созданной в результате реорганизации, взимается в размере 0,01 % уставного капитала кредитной организации, если иное не установлено законом. В случае открытия филиала на основе реорганизующейся кредитной организации сбор взимается в размере 100-кратного минимального размера оплаты труда. Переоформление внутренних структурных подразделений во внутренние структурные подразделения реорганизованной кредитной организации осуществляется по ее заявлению без повторного направления в Банк России документов, представленных ранее. Сбор за переоформление в данном случае не взимается; Общими чертами для различных форм реорганизации кредитных организаций являются:

территориальные учреждения Банка России, надзирающие за деятельностью кредитных организаций, находящихся в стадии реорганизации, координируют свои действия; информация о реорганизации и прекращении деятельности кредитной организации публикуется в Вестнике Банка России. Общими чертами для различных форм реорганизации кредитных организаций являются:

К общим моментам при создании кредитной организации в процессе всех форм реорганизации относятся также следующие действия кредитных организаций, вовлеченных в реорганизацию:

обязательное обсуждение и принятие на общем собрании участников решения по вопросу о проведении реорганизации кредитной организации; обязанность кредитной организации не позднее 30 дней со дня принятия решения о реорганизации, а при реорганизации в форме слияния и присоединения с даты его принятия, письменно уведомить об этом всех своих кредиторов и опубликовать в органе печати сообщение о принятом решении.

Данное требование направлено на защиту интересов кредиторов. В случаях реорганизации в форме слияния, присоединения или преобразования субъектом правопреемства является кредитная организация, к которой перешли все права и обязанности реорганизованных кредитных организаций. В случае же разделения или выделения число должников у кредиторов удваивается, что затрудняет поиск кредитором адресата взыскания. Кредитор, получив уведомление о реорганизации кредитной организации, вправе в письменной форме потребовать от своего должника прекращения или досрочного исполнения обязательств или возмещения убытков (ст. 60 ГК РФ).

Если должник - акционерное общество, то это требование кредитор обязан предъявить не позднее 30 дней с даты направления ему уведомления о реорганизации в форме слияния, присоединения или преобразования кредитной организации, а при реорганизации в форме разделения или выделения - не позднее 60 дней (п. 5 ст. 15 Закона об акционерных обществах). Если должник - общество с ограниченной или дополнительной ответственностью, то кредитор обязан предъявить свое требование в течение 30 дней с даты направления ему уведомления или с даты опубликования сообщения о принятии решения о реорганизации кредитной организации (п. 5 ст. 51 Закона об обществах с ограниченной ответственностью).

При реорганизации кредитной организации в форме разделения или выделения необходимо составление разделительного баланса (ст. 58 ГК РФ), а при других формах достаточным признается составление передаточного акта. Согласно п. 1 ст. 59 ГК РФ, передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованной кредитной организации в отношении всех ее кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.

В территориальное учреждение Банка России представляются следующие документы: документы, перечисленные в ст. 14 Закона о банках; При реорганизации в форме разделения и выделения: протокол общего собрания участников реорганизуемой кредитной организации, на котором было принято решение о реорганизации в форме разделения или выделения и утвержден разделительный баланс; разделительный баланс; баланс реорганизуемой кредитной организации на дату принятия решения о разделении.

В территориальное учреждение Банка России представляются следующие документы: При реорганизации в форме преобразования: передаточный акт; 21копия опубликованного в печати баланса преобразуемой кредитной организации с указанием наименования печатного органа, номера и даты публикации.

К кредитной организации, возникающей в результате преобразования, не предъявляются требования о получении предварительного согласия Банка России на приобретение 20% долей (акций) кредитной организации и об уведомлении Банка России в случае приобретения более 5% долей (акций) кредитной организации при условии, что приобретение указанных долей было согласовано ранее, а эти доли (акции) остаются неизменными или уменьшаются (Инструкции Банка России 109-И).

По результатам рассмотрения представленных документов территориальное учреждение Банка России направляет в Банк России заключение, содержащее информацию о возможности реорганизации кредитной организации, о ее финансовом положении, о видах лицензий Банка России, на основании которых она действует. К заключению прилагаются документы, представленные реорганизуемой кредитной организацией в территориальное учреждение Банка России для прохождения государственной регистрации и получения лицензии на осуществление банковских операций.

По итогам рассмотрения представленных документов в Книгу государственной регистрации кредитных организаций вносится соответствующая запись:

а) при разделении запись о государственной регистрации созданных кредитных организаций и запись о прекращении деятельности реорганизованной кредитной организации с указанием правопреемников и формы реорганизации;

б) при выделении запись о государственной регистрации созданных кредитных организаций с указанием кредитной организации, из которой произошло выделение; в) при преобразовании запись о государственной регистрации вновь возникшей кредитной организации с указанием организационно-правовой формы, в которой кредитная организация осуществляла деятельность до реорганизации.

После этого Банк России направляет в свое территориальное учреждение, осуществляющее надзор за деятельностью кредитных организаций, экземпляры свидетельства о государственной регистрации, учредительных документов и лицензий кредитных организаций, созданных в результате реорганизации, а при выделении - экземпляры согласованных изменений и дополнений, вносимых в ее учредительные документы. Банк России оставляет у себя на хранении в юридическом деле данной юридической организации по одному экземпляру всех представленных ему документов.

Территориальное учреждение, получив указанные документы от Банка России, включает их по одному экземпляру в юридическое дело кредитной организации и по одному экземпляру этих документов передает уполномоченному лицу кредитной организации при условии представления этой кредитной организацией в территориальное учреждение Банка России лицензии на осуществление банковских операций и свидетельства о государственной регистрации реорганизуемой кредитной организации.

Данное требование не предъявляется при реорганизации в форме выделения. Уполномоченное лицо обязано письменно подтвердить получение указанных документов. В то же время кредитная организация, из которой выделилась другая кредитная организация, должна представить в территориальное учреждение Банка России экземпляры своих учредительных документов для внесения на оборотную сторону их титульных листов соответствующей записи о согласовании изменений и дополнений.

Особенности порядка реорганизации кредитной организации в форме слияния или присоединения (регламентируются Положением Банка России от 4 июня 2003 г. 230-П) :

только при этих формах реорганизации орган управления кредитной организации, уполномоченный учредительными документами на проведение этих действий, обязан подготовить договор о слиянии или присоединении

только при слиянии и присоединении уполномоченный орган управления кредитной организации обязан не позднее, чем за 30 дней до проведения общего собрания участников кредитной организации, на котором запланировано обсудить и принять решение о ее реорганизации, с указанием места и времени его проведения, уведомить территориальное учреждение Банка России по месту нахождения реорганизующихся кредитных организаций о предстоящей реорганизации

После получения уведомления территориальное учреждение Банка России: вправе провести в реорганизуемой кредитной организации внеплановую проверку для оценки реального финансового состояния; сообщает в течение трех рабочих дней телеграммой о предстоящем слиянии или присоединении в территориальное учреждение Банка России по месту предполагаемого нахождения кредитной организации в случае, если создаваемая кредитная организация будет располагаться не на подведомственной ему территории.

Территориальное учреждение Банка России по месту предполагаемого нахождения кредитной организации не позднее семи рабочих дней после получения уведомления о предстоящей реорганизации направляет в советы директоров реорганизующихся кредитных организаций и в территориальные учреждения Банка России по месту их нахождения уведомления о созыве рабочего совещания, которое проводится не позднее трех недель с момента получения уведомления о предстоящем слиянии или присоединении. На рабочем совещании обсуждаются цели реорганизации, способы их достижения, сроки проведения мероприятий по осуществлению реорганизации.

Следующим шагом в процессе реорганизации в форме слияния или присоединения является проведение общего собрания участников сливающихся или присоединяющихся кредитных организаций, которое проводится в соответствии с законодательством и их учредительными документами.

В течение 30 дней с даты проведения совместного общего собрания участников реорганизующихся кредитных организаций уполномоченные совместным общим собранием лица направляют в территориальное учреждение Банка России по месту предполагаемого нахождения кредитной организации (при слиянии) или по месту нахождения кредитной организации (при присоединении) следующие документы:

Документы для реорганизации: договор о слиянии или присоединении; бизнес-план возникающей кредитной организации; документы, необходимые для рассмотрения вопроса о регистрации выпуска акций и регистрации отчета об итогах выпуска акций (для кредитной организации в форме акционерного общества);

проект сводного баланса с расчетом экономических нормативов на последнюю отчетную (месячную) дату деятельности реорганизующихся кредитных организаций вместе с расшифровками взаимных обязательств и взаимного участия в капитале; отчет аудиторской фирмы (аудитора); Документы для реорганизации:

заявления реорганизующихся в форме слияния кредитных организаций о закрытии их корреспондентских счетов и сообщение о направлении в территориальные учреждения Банка России по месту нахождения филиалов заявлений о закрытии корреспондентских субсчетов филиалов; проекты Положений о филиалах возникшей кредитной организации; уведомление об открытии филиалов. Документы для реорганизации:

Территориальное учреждение Банка России не позднее одного месяца с даты получения указанных документов направляет их в Банк России со своим заключением, основанным на данных пруденциального надзора, проведенных проверок и аудиторских заключений.

После принятия Банком России решения о регистрации кредитной организации, возникшей в результате слияния, ей выдаются временное свидетельство о ее регистрации и экземпляр согласованного устава для открытия корреспондентского счета, корреспондентского субсчета филиала, если он создан, и переоформления корреспондентских субсчетов филиалов реорганизующихся кредитных организаций.

До выдачи кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций и исключения реорганизовавшихся банков из Книги государственной регистрации кредитных организаций реорганизующиеся кредитные организации продолжают осуществлять расчеты по своим корреспондентским счетам (корреспондентским субсчетам филиалов) и отвечать по своим обязательствам (в том числе перед Банком России).

При реорганизации в форме присоединения у кредитной организации сохраняется лицензия (лицензии) на осуществление банковских операций либо ей выдается новая лицензия на осуществление банковских операций (включая генеральную лицензию) в случае, если присоединяемая кредитная организация имела генеральную лицензию либо имела право осуществлять банковские операции, которые не содержались в лицензии присоединяющейся кредитной организации.

Закрытие корреспондентских счетов присоединившейся кредитной организации и субсчетов ее филиалов осуществляется после вступления в силу согласованных изменений и дополнений в устав реорганизованной кредитной организации и присвоения порядковых номеров созданным в процессе присоединения филиалам.

Территориальное учреждение Банка России в день открытия корреспондентского счета кредитной организации сообщает об этом в Банк России, который регистрирует ее в качестве юридического лица и исключает из Книги государственной регистрации сливающиеся кредитные организации, а также присваивает порядковые номера ее филиалам.

После этого кредитной организации выдаются лицензии, содержащие весь перечень банковских операций, которые имела право осуществлять на основании банковской лицензии каждая из сливающихся кредитных организаций на дату принятия решения о реорганизации, либо генеральная лицензия, если хотя бы одна из сливающихся кредитных организаций имела такую лицензию.

В тот же день Банк России информирует об этом возникшую в результате слияния кредитную организацию, территориальное учреждение Банка России по месту ее нахождения, а также территориальные учреждения Банка России по месту нахождения реорганизованных кредитных организаций.

Одновременно Банк России направляет в свое территориальное учреждение по месту нахождения кредитной организации по два экземпляра свидетельства о регистрации, согласованного устава и лицензии на осуществление банковских операций. Один экземпляр указанных документов может быть выдан председателю совета директоров кредитной организации либо уполномоченному им лицу.

В день поступления сообщения в территориальные учреждения Банка России корреспондентские счета сливающихся кредитных организаций закрываются, а картотека не оплаченных в срок расчетных документов (в случае ее наличия) передается созданной кредитной организации, а также закрываются корреспондентские субсчета филиалов реорганизованных кредитных организаций.

Остатки средств с корреспондентских счетов слившихся кредитных организаций перечисляются на корреспондентский счет возникшей кредитной организации, которая информирует всех своих кредиторов о реквизитах своего корреспондентского счета и открытых корреспондентских субсчетов своих филиалов, а депонированные обязательные резервы реорганизованных кредитных организаций переоформляются на вновь созданную кредитную организацию (при слиянии) или на присоединившуюся кредитную организацию (в случае присоединения).

Созданная в процессе слияния кредитная организация вправе осуществлять банковские операции по своему корреспондентскому счету с момента получения лицензии на осуществление банковских операций председателем совета директоров или уполномоченным им лицом либо с момента получения территориальным учреждением Банка России телеграммы из Банка России о выдаче данной кредитной организации лицензии.

Банк России имеет право запретить реорганизацию кредитной организации, если в результате ее проведения возникнут основания для применения мер по предупреждению банкротства, предусмотренные Федеральным законом О несостоятельности (банкротстве) кредитных организации.

Кредитная организация может быть реорганизована не только добровольно, по решению общего собрания, но и в принудительном порядке, вопреки воле кредитной организации, по решению уполномоченных государственных органов или суда. Уполномоченным государственным органом является Банк России.

Вопрос о принудительной реорганизации кредитной организации может возникнуть в случаях: в связи с нарушением кредитной организацией антимонопольного законодательства, следствием чего может явиться ограничение конкуренции или ущемление интересов других кредитных организаций либо их клиентов. В этом случае возможно принятие решения о реорганизации в форме разделения или выделения.

Вопрос о принудительной реорганизации кредитной организации может возникнуть в случаях: в связи с осуществлением мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитной организации (ст. 75 Закона о Банке России; ст. 3 и 32 Закона о банкротстве кредитных организаций). В этом случае может быть принято решение о реорганизации в форме слияния или присоединения.

Вопрос о принудительной реорганизации кредитной организации может возникнуть в случаях: когда число участников кредитной организации, действующей в форме общества с ограниченной ответственностью, превышает 50 человек. В этом случае данное общество, согласно Закону об обществах с ограниченной ответственностью, должно преобразоваться в открытое акционерное общество.

Решение о принудительной реорганизации кредитной организации в форме разделения или выделения подлежит исполнению в срок, установленный государственным органом, принявшим это решение. В случае неисполнения кредитной организацией этого решения государственный орган, принявший его, вправе обратиться в суд или в арбитражный суд с иском о назначении внешнего управляющего кредитной организацией, с поручением осуществить ее реорганизацию.

К внешнему управляющему с момента его назначения переходят все полномочия по управлению делами кредитной организации. Он вправе выступать от имени кредитной организации в суде, составлять разделительный баланс и передавать его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами новых кредитных организаций, возникающих в процессе реорганизации. Внешний управляющий по поручению уполномоченного государственного органа обязан письменно уведомить кредиторов реорганизуемого юридического лица.

На основании утвержденных арбитражным судом разделительного баланса и учредительных документов Банк России в установленном порядке осуществляет государственную регистрацию новых возникших кредитных организаций.

Кредитная организация вправе обжаловать решение о своей принудительной реорганизации в арбитражном суде в течение срока исковой давности, предусмотренного законодательством РФ. Подача кредитной организацией заявления в суд о признании недействительными решения о принудительной реорганизации приостанавливает его исполнение до вступления в законную силу решения суда (ст. 31 Закона о защите конкуренции на рынке финансовых услуг).

Порядок осуществления реорганизации кредитных организаций в форме слияния и присоединения по требованию Банка России регламентируется теми же законодательными и подзаконными актами, которые определяют порядок слияния и присоединения кредитных организаций, осуществляемых по инициативе самих кредитных организаций. Принципиальная схема процесса слияния и присоединения в первом и во втором случае идентичны.

Процесс реорганизации кредитных организаций в форме слияния и присоединения включает: подготовку кредитными организациями договора о слиянии и присоединении; уведомление о предстоящей реорганизации территориального учреждения Банка России по месту нахождения реорганизующихся кредитных организаций; проведение рабочего совещания представителей территориальных учреждений Банка России с представителями реорганизующихся кредитных организаций;

Процесс реорганизации кредитных организаций в форме слияния и присоединения включает: проведение общих собраний учредителей (участников) каждой из реорганизующихся кредитных организаций; проведение совместного общего собрания учредителей (участников) реорганизующихся кредитных организаций;

Процесс реорганизации кредитных организаций в форме слияния и присоединения включает: представление в территориальное учреждение Банка России документов, связанных с реорганизацией кредитных организаций, и осуществление Банком России на основании этих документов государственной регистрации вновь возникшей кредитной организации и выдачи ей лицензии на осуществление банковских операций (при слиянии) или регистрация изменений и дополнений в уставе кредитной организации (при присоединении).

ЛИКВИДАЦИЯ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Ликвидация кредитной организации влечет за собой прекращение ее деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства (ст. 61 ГК РФ).

Банки могут быть ликвидированы по основаниям, предусмотренным ст. 61 ГК РФ: по решению учредителей (участников); по решению суда в случае осуществления банковской деятельности с нарушением закона; вследствие признания банка несостоятельным (банкротом) в соответствии со ст. 65 ГК РФ.

Добровольная ликвидация банка производится на основании решения общего собрания учредителей (участников) с учетом соблюдения требований ст. 92 ГК РФ Реорганизация и ликвидация общества с ограниченной ответственностью и ст. 104 ГК РФ Реорганизация и ликвидация акционерного общества.

На момент принятия решения о добровольной ликвидации банком должны быть погашены все его обязательства перед кредиторами. Решение о добровольной ликвидации не может быть принято в случае, если банк фактически является неплатежеспособным, Если банк, у которого отозвана лицензия на осуществление банковских операций, не в состоянии полностью удовлетворить требования кредиторов, его ликвидация производится только в порядке, предусмотренном ст. 65 ГК РФ "Несостоятельность (банкротство) юридического лица".

При внесудебной процедуре ликвидации банка учредители (участники) назначают ликвидационную комиссию, предварительно согласовав ее состав с территориальным Главным управлением, а также устанавливают порядок и сроки ликвидации банка.

Требование о ликвидации кредитной организации в случае осуществления ею деятельности с нарушением закона может быть предъявлено в суд Банком России. В этом случае инициатива Банка России о ликвидации кредитной организации выглядит как отзыв лицензии на осуществление банковских операций.

Банк России вправе обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации кредитной организации независимо от ее финансового состояния, если в кредитной организации, у которой отозвана лицензия на осуществление банковских операций, в течение одного месяца с момента отзыва указанной лицензии не создана ликвидационная комиссия (ликвидатор) или в отношении ее не применяются процедуры банкротства.

При ликвидации банка общее собрание его акционеров или надлежащий орган, принявшие такое решение, обязаны незамедлительно сообщить письменно об этом Банку России, который вносит в государственный реестр банков сведения о том, что банк находится в процессе ликвидации (ст. 62 ГК РФ Обязанности лица, принявшего решение о ликвидации юридического лица).

Общее собрание акционеров банка или надлежащий орган, принявшие решение о его ликвидации, назначают по согласованию с Центральным банком РФ ликвидационную комиссию и устанавливают порядок и сроки ликвидации. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению делами кредитной организации.

Ликвидационная комиссия публикует в соответствующем органе печати сообщение о ликвидации кредитной организации, порядке и сроках для предъявления требований его кредиторов срок для предъявления требований со стороны кредиторов не может быть менее двух месяцев со дня публикации сообщения), принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет кредиторов в письменной форме о ликвидации кредитной организации.

По окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, содержащий сведения о составе имущества банка, предъявленных кредиторами требований, а также результатах их рассмотрения, который утверждается общим собранием акционеров по согласованию с Банком России.

Если имеющихся денежных средств недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу иного имущества кредитной организации с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

Выплаты кредиторам банка денежных сумм производятся ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной Гражданским кодексом РФ в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца с даты утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается общим собранием акционеров по согласованию с Банком России (ст. 64 ГК РФ Удовлетворение требований кредиторов), а в случае принудительной ликвидации – арбитражным судом. Оставшееся после завершения расчетов с кредиторами имущество распределяется ликвидационной комиссией между акционерами в установленном порядке.

Ликвидация считается завершенной, а кредитная организация прекратившей существование с момента внесения Банком России соответствующей записи в Книгу государственной регистрации кредитных организаций. В случае ликвидации документы по личному составу и другие документы, предусмотренные правовыми актами Российской Федерации, передаются в установленном Росархивом порядке на государственное хранение в соответствующий архив. Передача документов осуществляется за счет кредитной организации в соответствии с требованиями архивных органов.

Несостоятельность (банкротство) кредитных организаций

Несостоятельность (банкротство) кредитных организаций Порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, а также особенности оснований и процедур признания их несостоятельными (банкротами) и ликвидация в порядке конкурсного производства регулируются Федеральным законом РФ О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций от 25 февраля 1999 г. 40-ФЗ.

Под несостоятельностью (банкротством) кредитной организации понимается признанная арбитражным судом ее неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Признаки банкротства кредитной организации: ее неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если эти обязанности не исполнены ею в течение одного месяца с момента наступления даты их исполнения и (или) если после отзыва у кредитной организации лицензии стоимость ее имущества (активов) недостаточна для исполнения обязательств кредитной организации перед кредиторами;

Признаки банкротства кредитной организации: требования к кредитной организации в совокупности составляют не менее 1000 МРОТ (ст. 36 Закона о банкротстве кредитных организаций).

Меры по предупреждению банкротства (ст. 3, 4 Закона о банкротстве кредитных организаций): финансовое оздоровление кредитной организации; назначение временной администрации по управлению кредитной организации; реорганизация кредитной организации.

Кредитная организация, принимающая меры по финансовому оздоровлению самостоятельно либо по требованию Банка России, должна представить в территориальное учреждение Банка России, контролирующее ее деятельность, план мер по финансовому оздоровлению кредитной организации, который должен содержать сведения и пакет документов, указанные в Методических рекомендациях по составлению планов санации кредитными организациями (приложение 1 к письму Банка России от 30 апреля 1997 г. 443).

Временная администрация (гл. III Закона о банкротстве кредитных организаций) – специальный орган управления кредитной организации, императивно назначаемый Банком России, ограничивающий полномочия исполнительных органов кредитной организации и осуществляющий жесткий контроль за деятельностью кредитной организации. Цель временной администрации – сохранить или восстановить платежеспособность кредитной организации и не допустить признания ее банкротом.

Дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом РФ и Федеральным законом О несостоятельности (банкротстве), с особенностями, установленными Федеральным законом О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций. Основанием для возбуждения производства по делу о банкротстве является представление арбитражному суду копии приказа Банка России об отзыве лицензии на осуществление банковских операций.

Арбитражный суд при рассмотрении дела о банкротстве кредитной организации применяет процедуры наблюдения и конкурсного производства.

Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом обладают: кредитная организация-должник; Банк России; кредитор кредитной организации, включая граждан, имеющих право требования к кредитной организации по договору банковского вклада и (или) договору банковского счета;

Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом обладают: прокурор - в случаях, предусмотренных Федеральным законом О несостоятельности (банкротстве); налоговый или иной уполномоченный в соответствии с федеральным законом орган - по уплате обязательных платежей в бюджет и во внебюджетные фонды.

При поступлении заявления о признании кредитной организации банкротом в арбитражный суд судья до возбуждения производства по делу о банкротстве предлагает Банку России представить свое заключение о целесообразности отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций либо копию приказа ЦБ РФ об отзыве указанной лицензии. Указанные документы направляются Банком России в арбитражный суд в месячный срок после получения данного предложения. Банк России при подаче заявлений о признании кредитной организации банкротом может представить в арбитражный суд кандидатуры арбитражного управляющего.

Арбитражный суд в определении о принятии заявления о признании кредитной организации банкротом указывает о введении наблюдения и назначении временного управляющего. Судебные акты по делу о банкротстве арбитражный суд направляет в пятидневный срок с момента их принятия лицам, участвующим в деле о банкротстве и в арбитражном процессе.

Если основанием для отзыва лицензии на осуществление банковских операций послужило неудовлетворительное финансовое положение кредитной организации, неисполнение ею своих обязательств перед вкладчиками и кредиторами и в течение 45 календарных дней с момента отзыва указанной лицензии Банк России не получил определение арбитражного суда о принятии заявления о признании кредитной организации банкротом или иное документальное подтверждение возбуждения производства по делу о ее банкротстве, Банк России обязан в пятидневный срок обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом независимо от наличия ее задолженности перед Банком России.

При судебной процедуре ликвидации несостоятельного банка (банкрота) состав ликвидационной комиссии формирует конкурсный управляющий, назначаемый арбитражным судом. Конкурсный управляющий обязан использовать в ходе конкурсного производства только корреспондентский счет кредитной организации, признанной банкротом, открытый в учреждении Банка России. Порядок открытия указанного счета и осуществления расчетов по данному счету определяется нормативными актами Банка России.

В течение 10 дней с момента представления конкурсным управляющим в Банк России документов, подтверждающих право конкурсного управляющего совершить операции по корреспондентскому счету кредитной организации, признанной банкротом, на указанный счет в порядке, определяемом нормативными актами Банка России, перечисляются остатки денежных средств с корреспондентских счетов кредитной организации, открытых в иных кредитных организациях, а также иные денежные средства кредитной организации, включая обязательные резервы, депонированные кредитной организацией в Банке России.

Конкурсный управляющий в течение 15 дней с момента представления им в Банк России документов, подтверждающих право конкурсного управляющего совершить операции по корреспондентскому счету кредитной организации, признанной банкротом, направляет для опубликования в "Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ, Вестник Банка России, а также опубликовывает в местной печати по месту расположения кредитной организации за счет ее средств объявление о решении арбитражного суда о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства.

Состав ликвидационной комиссии также согласовывается с территориальным Главным управлением (Национальным банком) Центрального банка РФ либо ЦОУ при Центральном банке РФ. В состав ликвидационной комиссии должны входить учредители (участники) банка, а также кредиторы банка, должностные лица исполнительного банка и другие лица. Работники Центрального банка Российской Федерации не могут являться членами ликвидационной комиссии банка.