Проект поддержки местных инициатив в Кировской области Людмила Малкоч Сергей Гридин консультанты
Содержание Цель и задачи проекта Основные принципы проекта Компоненты проекта Выгоды поселения в результате внедрения микропроекта (МП) Основные этапы МП Критерии выбора МП
Основная цель проекта: Повышение качества социальных услуг на местном уровне, за счет поддержки совместных инициатив населения и органов местного самоуправления, развития потенциала органов местного самоуправления и расширения участия граждан в деятельности органов местного самоуправления.
Задачи проекта строительство или восстановление объектов социальной инфраструктуры местного уровня и повышение качества услуг повышение уровня участия населения в разрешении собственных проблем и в планировании и расходе бюджетных средств развитие способностей местных органов власти готовить и внедрять проекты с участием населения
Основные принципы ППМИ Проектный подход Вовлеченность населения в приоритизацию проблем, внедрение микропроектов и обеспечение устойчивости проекта Прозрачность Эффективность бюджетных инвестиций Местное софинансирование Обеспечение устойчивости микропроекта
Компоненты ППМИ Внедрение микропроектов, направленных на развитие качества услуг Повышение способностей представителей муниципалитетов в области эффективного самоуправления посредством вовлечения населения в разрешении местных проблем
Основные выгоды поселения в результате внедрения проекта – Возможность решать именно те проблемы, которые наиболее остро воспринимаются населением – Повышение качества социальных и коммунальных услуг – Повышение эффективности использования средств бюджета – Развитие диалога между населением и органами власти в процессе решения практических проблем – Снижение иждивенческих настроений среди населения – Повышение эффективности работы органов местного самоуправления
Основные этапы микропроекта 1 этап - подготовка предложения микропроекта и выдвижение на конкурс 2 этап - утверждение предложения микропроекта и подписание соглашения с Правительством КО 3 этап - конкурсный отбор подрядчиков 4 этап - внедрение микропроекта 5 этап - обеспечение устойчивости микропроекта
1 этап -подготовка предложения микропроекта (МП) Информирование представителей муниципалитета и депутатов думы о ППМИ Дума принимает решение участвовать в ППМИ Создание организационной группы и составление плана информирования населения о ППМИ Информирование населения о ППМИ, о решении думы и о необходимости выбирать совместно приоритетную проблему (уличные и сельские собрания, местное радио, местная газета, использование рупора на рынке, листовки и т.д. )
1 этап - подготовка предложения микропроекта (МП) Проведение собрания /публичного слушания /опроса населения с целью выбора приоритетной проблемы, инициативной группы и принятия решения по вкладу населения Составление программы развития поселения Подготовка предложения МП и необходимых документов для выдвижения на конкурс Утверждение программы развития поселения и предложения МП на заседание Думы Выдвижение программы развития поселения и предложения МП на конкурс
2 этап - утверждение предложения МП и подписание соглашения с Правительством КО Предварительная оценка предложения МП Департаментом социального развития Рассмотрение предложения МО конкурсной комиссией и принятие решения об утверждении или об отказе в финансировании МП. Если МП утвержден, Правительство КО заключает соглашение с муниципалитетом о внедрении микропроекта. На основе соглашения, правительство перечисляет субсидии муниципалитету
Экспертная поддержка ППМИ Подготовка и утверждение заявки Дума МО Решение об участии в ППМИ Решение об участии в ППМИ Собрание граждан Приоритетные для населения микропроекты; Инициативная группа; Местный вклад Приоритетные для населения микропроекты; Инициативная группа; Местный вклад Конкурсный отбор Поселенческий Муниципалитет, Дума МО, Инициативная группа МП Заявки Соглашение между МО и Департаментом
3 этап - отбор подрядчиков в соответствии с ФЗ 94 Муниципалитет может нанять в качестве подрядчиков: специализированные компании или индивидуальных специалистов. Если работы сложны, муниципалитет может нанять специалиста по техническому надзору. Все закупки проводятся на конкурсной основе в соответствии с законодательством. Представители населения могут участвовать в процессе осуществления закупок.
4 этап - внедрение микропроекта Средства переводятся на счет муниципалитета одним траншем. Ремонтные и строительные работы осуществляются в соответствии с раннее установленным графиком. За качеством и количеством выполненных работ следят от имени муниципалитета технический надзор и инициативная группа Консультант проекта регулярно проверяет ход внедрения микропроекта
4 этап - внедрение микро проекта Муниципалитет и инициативная группа периодически информируют население о ходе внедрения МП. Прием - сдача объекта проводится в соответствии с законодательством, строительными нормами и правилами. Проводится информирование населения о завершении МП (собрание, торжественное открытие объекта и т.п.)
5 этап- обеспечение устойчивости объекта Развитие плана по обеспечению устойчивости объекта, который предусматривает реализацию следующих мероприятий: использование объекта в полную мощность повышение качества услуг предоставляемых объектом обеспечение сохранности объекта обеспечение развития объекта
Основные критерии выбора микропроекта Соответствие типологии микропроекта Соответствие микропроекта целям ППМИ Соответствие микропроекта целям ПМР Стоимость микропроекта Количество благополучателей Уровень участия населения в выборе микропроекта Вклад населения и муниципалитета во внедрении микропроекта Устойчивость микропроекта
Типология микропроектов учреждения культуры и библиотечного обслуживания, объекты жилищно-коммунального хозяйства, объекты размещения (захоронения) бытовых отходов и мусора, объекты благоустройства, включающие в себя уличное освещение, автомобильные дороги и сооружения на них в границах муниципальных образований, детские площадки, места захоронения, объекты физической культуры и спорта.
Благополучатели микропроекта Прямые – люди которые непосредственно имеют пользу от внедрения данного проекта (например количество жителей села которые будут пользоваться водопроводом сразу после его строительства) Косвенные – люди которые косвенно могут иметь пользу от внедрения данного микропроекта (например, родители детей посещающих школу, подключенную к водопроводу) Чем больше количество прямых и косвенных благополучателей – тем выше эффективность проекта и возможность получения субсидии
Стоимость микропроекта Каждый муниципалитет может подать на конкурс несколько МП предложений (до четырех). На один населенный пункт муниципалитета – не более одного предложения МП. Максимальный размер субсидии, первому выигравшему микропроекту – до 1,5 млн. рублей. Максимальный размер субсидии на остальные микропроекты того же муниципалитета – до 0,5 млн. руб каждый.
Вклад населения и муниципалитета Виды вклада: Деньги Труд Строительные материалы Оборудование Другие виды Чем выше размер вклада от населения и муниципалитета – тем больше возможность получить субсидии
Количество людей участвующих в собраниях, публичных слушаниях или в опросе Уровень участия населения в выборе микропроекта
Устойчивость микропроекта Насколько объект является необходимостью для населения? Обеспечивают ли технические решения проектной документации долгосрочную эксплуатацию объекта? Будет ли объект введен эксплуатацию сразу после сдачи в эксплуатации? Кто обеспечит эксплуатацию и содержание объекта после завершения программы ? Кто будет финансировать функционирование и покрывать расходы на эксплуатацию и содержание объекта? Каким образом население будет участвовать в обеспечении эксплуатации и содержания объекта после завершения проекта?