2.1. Всеединство бытия 2.2. Множественность форм бытия 2.3. Пространство и время 2.4. Креационная и эволюционная модели мира ВВЕДЕНИЕ В ОНТОЛОГИЮ
При всем многообразии изменений что-то все-таки остается постоянным и неизменным. Мир представляется нам как единая, целостная система, существование которой основано на определенных закономерностях. Философы всех времен пытались уяснить, что представляет собой эта основа, которая позволяет всем предметам существовать, взаимодействовать, соединяться и исчезать. Эту основу выражает понятие «бытие» как некий синтез качества.
Парменид из Элеи Зенон Элейский Гераклит Эфесский
1.Чем характеризуются атомы в учении Демокрита? 2.Почему Демокрит считал, что атомы огня шарообразные? 3. Какими свойствами (признаками) характеризуются атомы-монады в учении Лейбница? 4. Объясните суть идеи Г. Лейбница о «предустановленной гармонии» между монадами. 5. Охарактеризуйте позицию реализма в споре об универсалиях. 6. Охарактеризуйте позицию номинализма в споре об универсалиях. 7. Что такое «принцип дополнительности» и «принцип неопределенности» в квантовой физике? 8. Почему, по мысли Пифагора, божественная гармония бытия заключается в числовых отношениях? 9. В чем заключается онтологическое значение теории хаоса? 10. Какой философский смысл вкладывается в понятие «идея»? 11. Какие характеристики термину «идея» давали Платон и Аристотель? 12. В чем отличия представлений о пространстве современной и классической науки? 13. Чем характеризуется объективное и субъективное время? Дайте сравнительную характеристику взглядам на время Н.А. Бердяева, Августина Блаженного и Э. Гуссерля. 14. Что такое пространственно-временной континуум? 15. Дайте характеристику основным положениям эволюционной модели мира. 16. Дайте характеристику основным положениям креационной модели мира.
Бытие не сплошь едино, оно … ? Демокрит из Абдер
Лейбниц
Абеляр
Физические состояние изменяются не постоянно, континуально, а дискретно. Измерение является нашим единственным окном в природу и все, что получено не через это окно, – просто метафизическая спекуляция и не заслуживает рассмотрения в качестве реальности. Принцип наблюдателя: когда экспериментатор проводит опыт, то происходит редукция или коллапс волновой функции и наблюдаемый объект становится «классическим», т.е. частицей или волной. Старое разделение мира на объективный ход событий в пространстве и во времени, с одной стороны, и душу, в которой отражаются эти события, – с другой, иначе говоря, картезианское различение res cogitas и res exitens уже не может служить отправной точкой в понимании современной науки. Фотография нервного импульса
«Кот Шрёдингера» Если над ядром не производится наблюдения, то его состояние описывается суперпозицией (смешением) двух состояний – распавшегося ядра и нераспавшегося ядра, следовательно, кот, сидящий в ящике, и жив, и мёртв одновременно. Если же ящик открыть, то экспериментатор обязан увидеть только какое-нибудь одно конкретное состояние – «ядро распалось, кот мёртв» или «ядро не распалось, кот жив». Вопрос: КОГДА система перестаёт существовать как смешение двух состояний и выбирает одно конкретное?
«Эффект бабочки»: будущее предсказать невозможно, так как всегда будут ошибки измерения, порожденные в том числе незнанием всех факторов и условий. Малые изменения и/или ошибки могут порождать большие последствия. Движение от порядка к хаосу и обратно является сущностью вселенной, какие бы проявления ее мы не изучали.
Платон Мир вещественного подчинен миру идей. Он имеет свое бытие лишь … ?
Сущность вещей в … ? Материя и форма в предметах встречаются только …? Все дело в их …? в процессе … ? В материи сущность заложена лишь как … ?, а действительность она обретает благодаря … ? Аристотель
Пространство ??? …промежуток – это уже не расстояние между вещами, а расстояние между событиями, следовательно, он носит как пространственные, так и временные характеристики. Речь уже идет о причине и следствии, которые нельзя представить просто как действие на расстоянии. Эйнштейн
Время определяется не через вращение Земли, а через … ? Став четвертой координатой пространства, время теряет свой абсолютный характер, становится … ? Будущее и прошлое отделены друг от друга конечным отрезком времени, зависящим … ? Пространственно- временной континуум
Степень порядка Время Творение ? ?
Семинар: Декарт Р. «Рассуждение о методе…» – 2 ч. Часть 1. 1) Как Декарт формулирует цель своего исследования? Часть 2. 2) Сформулируйте и объясните на примерах из наук основные правила метода Декарта. Часть 4. 3) Что является основанием метафизики, по Декарту? В чем нельзя усомниться? Приведите доказательства бессмертия души и бытия Бога, по Декарту. Часть 5. 4) В чем разница между человеком и животным, по Декарту? Часть 6. 5) Сформулируйте главные выводы. В чем значение этого знания о методе, которое дает произведение Декарта? Семинар: Дидро. «Разговор Д´Аламбера с Дидро», «Сон Д´Аламбера» – 4 ч. «Разговор Д´Аламбера с Дидро» 1) Какие общие свойства присущи живой и неживой природе? 2) Как происходит переход «чувствующего существа к мыслящему»? Как этот переход объясняет сравнение со струнным музыкальным инструментом? 3) Какие проблемы следуют из установления разницы между животным и человеком (материей и духом («чувствительностью»))? Как решаются эти проблемы? 4) Как устанавливается «истинное мнение»? «Сон Д´Аламбера» 5) С помощью каких сравнений объясняется единство мира? 6) Какие элементы эволюционной теории можно выделить в рассуждениях Д´Аламбера и Борде? 7) Как объясняется природа сознания с помощью метафор о пауке и паутине, чувственном пучке, судье, господине и подданных? 8) Как объясняется единство и взаимосвязь всего живого? 9) Как объясняется природа сознания человека на примере перехода от сна к бодрствованию? 10) Как трактует Борде природу основных качеств и стремлений человека (свободы, добродетели, познания)? «Продолжение разговора» 11) Какое соотношение приятного и полезного является наиболее предпочтительным для человека? 12) Какие проблемы генной инженерии предвосхищены в диалоге?
1. Апория – это: а) представительница элейской школы; б) греческий культурный центр; в) древнее учебное заведение; г) философия Зенона; д) безвыходное положение мысли. 2. Виртуальностью, по Демокриту, являются: а) атомы и пустота; б) предметы физического мира; в) умопостигаемые сущности; г) неизменные свойства атомов. 3. Проблему существования в ее наиболее общем, предельном виде выражает философская категория… а) явление; б) бытие; в) экзистенция; г) сущность.
4. «Универсалии после вещей в качестве понятий ума». Это точка зрения: а) крайнего реализма; б) крайнего номинализма; в) умеренного реализма; г) умеренного номинализма. 5. За видимым разнообразием вещей скрывается некая невидимая, единая и бесконечная их основа. Так полагали философы: а) древности; б) средневековья; в) Возрождения; г) нового времени; д) всех эпох. 6. Кто из философов античности наполнил слово «бытие» философским смыслом, т.е. превратил его в философский термин: а) Пифагор; б) Парменид; в) Эмпедокл; г) Демокрит; д) Левкипп.
7. Укажите правильное толкование философского термина «идея»: а) это отрицание существования конкретных предметов и явлений; б) это обозначение смысла, значения и сущности предметов и явлений; в) это туманное, далекое от жизни рассуждение; г) это моя субъективная мысль; д) это моя фантазия. 8. Категорией, обозначающей длительность существования и последовательность смены состояний материальных объектов, является: а) пространство; б) движение; в) количество; г) время. 9. Философская позиция, рассматривающая пространство и время как выражение отношений между материальными объектами, называется… а) материалистической; б) субстанциональной; в) идеалистической; г) реляционной.