г. Киров 6 ноября 2013 г. ВСЕМИРНЫЙ БАНК 1 ППМИ в регионах России. Пути развития
Что такое ППМИ? ППМИ – эффективно работающий механизм, позволяющий на основе отработанной технологии оперативно выявлять и решать наиболее острые социальные проблемы местного уровня – при широком участии населения Подход – финансовая, организационная и консультационная поддержка совместных инициатив населения и органов местного самоуправления, направленных на решение местных проблем Основные принципы - активное участие население, софинансирование, прозрачность. 2
Как ППМИ работает? Органы местного самоуправления совместно с активом населения проводят подготовительные мероприятия и общее собрание, на котором население – Определяет наиболее приоритетную местную проблему – Определяет уровень и формы своего участия в ее решении (включая со-финансирование) – Избирает инициативную группу по подготовке проекта, направленного на решение этой проблемы Инициативная группа совместно с администрацией МО готовит конкурсную заявку 3
Как ППМИ работает? Региональная конкурсная комиссия на основе заранее утвержденных критериев отбирает лучшие проекты Выигравшим проектам предоставляются субсидии из регионального бюджета на условии местного софинансирования Муниципалитет заключает соглашение с подрядчиком и выполняет проект На всех стадиях участникам ППМИ предоставляется организационная и консультационная и поддержка 4
ППМИ позволяет: – Выявлять и решать именно те проблемы, которые являются реальным приоритетом для населения; повышать качество жизни населения через развитие местной социальной инфраструктуры – Активизировать диалог населения и власти в процессе решения практических проблем; повышать уровень взаимного доверия населения и власти – Повышать эффективность использования бюджетных ресурсов; привлекать софинансирование из всех внебюджетных источников – Снижать иждивенческие настроения и вовлекать население в решение своих проблем – Создавать новые и сохранять старые рабочие места
Региональная специфика в реализации ППМИ 6
Ставропольский край (с 2007 г.) Кировская область (с 2009 г.) Тверская область (2012 г.) Нижегородская область (с 2013 г.) Хабаровский край (с 2013 г.) Республика Башкортостан и ряд других регионов в стадии переговоров ППМИ в России: региональные проекты В основу ППМИ положен международный опыт Всемирного банка и опыт Ставропольского края и Кировской области как пилотных регионов 7
Фокус ППМИ гибко настраивается на специфику региона Ставропольский край – снижение социальной напряженности в депрессивных восточных территориях; высокое качество проектов Кировская область – участие населения; социальная эффективность; доступность ресурсов ППМИ для всех групп населения Нижегородская область – эффективность использования бюджетных средств, развитие местного самоуправления Тверская область – мобилизация финансовых ресурсов, эффективность использования бюджетных средств; участие населения До После Родниковский сельсовет, СК 8
СК – Министерство экономического развития (с 2013 года Министерство финансов) КО – Департамент социального развития ТО – Министерство финансов + Министерство по работе с территориальными образованиями НО – Министерство внутренней региональной и муниципальной политики ХК – Министерство экономического развития + Агентство регионального развития РБ – Министерство экономического развития Ответственный исполнитель (ГРБС) 9
Территория реализации проекта ГодыСтавропольский крайКировская область 2007, поселений в 9 районах восточной зоны поселение в 18 районах 41 поселение в 6 пилотных районах поселений в 15 районах Вся область: Все поселения (389 в 2011г.) поселений в 15 районах Вся область: Все поселения, Все 39 муниципальных района поселений в 7 восточных районах Вся область: Все поселения, все 39 муниципальных района 5 городских округов 2014 В стадии рассмотрения Вся область 10
Территория реализации пилотных проектов Год Тверская область Нижегород- ская область Хабаров- ский край Республика Башкортостан пилотных поселений во всех 36 районах 46 поселений в 4 пилотных районах и одном городском округе 2014Вся область: 350 поселений В стадии рассмотрения 12 пилотных поселений в 4 пилотных районах В стадии рассмотрения 11
Параметры конкурсных заявок РегионМаксимальное число заявок от муниципалитета и размер региональной субсидии Ставрополь- ский край 1 заявка до 2 млн (до 3 млн) рублей Кировская область Поселения – до 4 заявок (1*1,5 млн + 3 * 0,5 млн руб.) Районы – до 3 заявок, суммарно до 3 млн руб. Городские округа – неограниченное число заявок до 1 млн руб. Тверская область одна заявка до 0.7 млн (до 0,5 млн) рублей Нижегород- ская область до 4 заявок, суммарно до 2 млн. рублей Хабаровский край неограниченное число заявок, суммарно до 2 млн руб. Республика Башкортостан обсуждается: до 2 заявок, суммарно до 2 млн руб. 12
График реализации 13 Основные этапы Ставрополь ский край Кировская область Тверская область Нижегородска я область (пилот) Информационный семинар Гибкие датыИюльОктябрь - Решение МО об участии в ППМИ Гибкие датыИюльНоябрьСередина марта ТренингиГибкие датыИюль - августОктябрьНачало марта Собрания населенияГибкие датыАвгуст-октябрьНоябрь-январьАпрель Прием заявокГибкие датыНоябрь - декабрь Февраль-мартАпрель-май Заседание конкурсной комиссии Гибкие датыФевральАпрельКонец мая Соглашения с МОГибкие датыАпрельМайКонец июня Отбор подрядчиковГибкие датыМай-июнь Июль-август Выполнение работГибкие датыИюнь-ноябрь Август-ноябрь
Результаты реализации ППМИ 14
Результаты ППМИ Активизация населения – пример КО – Более 78 тыс. участников собраний в 2012 г. (ок. 17% взрослого населения) – Ок. 800 общих собраний населения в 2013г. – Более 3 тыс. чел. активно работает в инициативных группах Развитие социальной инфраструктуры – Более 1000 проектов только в КО и СК – Только в СК реализовано 100 проектов, связанных с ремонтом/реконструкцией ДК – В КО - ок. 280 проектов по водоснабжению и ок. 280 по ремонту дорог 15
Типология реализованных проектов Тип проектов СК КО НО 2013 (пилот) ТО 2013 (пилот) Водоснабжение Дороги Дома культуры Спорт сооружения Благоустройство Детские площадки Тротуары Уличное освещение Другое
Комплексное развитие села Село Чуваши, Комаровское сельское поселение, КО: – 2011 г. – ремонт водопровода – 2012 г. – детская площадка – 2013 г. - благоустройство пруда С. Родниковское, СК – 2008г. – обустройство спортивного зала – 2009г. – ремонт дома культуры – 2012г. – обустройство спортивной и детской игровой площадок – 2013г. – благоустройство площади перед ДК 17
18
Источник финансированияСККОТОНО Региональный бюджет 61,7 (84%) 299,3 (71%) 25,0 (56%) 20,0 (63%) Местное софинансирование, в т.ч. 11,3 (16%) 119,6 (29%) 19,2 (44%) 11,9 (37%) Вклад населения 1,3 (2%) 40,7 (10%) 4,2 (10%) 4,1 (13%) Муниципальный бюджет 7,1 (10%) 51,9 (12%) 13,2 (30%) 6,2 (19%) Другие источники 2,9 (4%) 27,1 (7%) 1,7 (4%) 1,6 (5%) Всего73,0418,944,231,9 19 Дополнительные источники финансирования
«Как изменилась жизнь в Вашем поселении за последние 3 года?» УчаствовалиНе участвовали Улучшилась26%10% Без изменений58%54% Ухудшилась11%33% 20 Социально-политические эффекты ППМИ КО ( ) «Доверяете ли Вы... » (% от числа опрошенных) Да; Скорее даНет; Скорее нет Участ.Не участ.Участ.Не участ. Губернатору?63%57%28%29% Областным органам власти?64%55%26%29% Главе администрации района? 62%50%30%36% Главе поселения?75%58%19%30%
«Кто и как должен решать проблемы поселения, чтобы они решилась быстро и эффективно?» УчаствовалиНе участвовали Администрация, для того она и существует 23%31% Администрация, но с помощью населения 65%57% 21 Социально-политические эффекты ППМИ КО ( ) «Готовы ли Вы сделать вклад... в решение проблем поселения?» УчаствовалиНе участвовали Да 61%54% Да, если касается меня или моей семьи 23% Нет 12%16%
Социально-политические эффекты ППМИ 22 Насколько важна была проблема, решенная в рамках ППМИ ППМИ должна быть...
23 Почему ППМИ работает?
1 – Дизайн Программы Технология ППМИ позволяет одновременно и эффективно работать со многими сотнями поселений и местных организаций, и вовлекать в эту работу практически все население региона Встроенные в ППМИ инструменты хотя и апробированы во многих странах и регионах РФ, но заново прорабатываются и затачиваются для каждого нового региона. Дизайн ППМИ уточняется ежегодно – основываясь на приобретенном опыте и учете изменяющихся условий. Команда Всемирного банка совместно с ответственным министерством осуществляет мониторинг реализации ППМИ и готовит соответствующие рекомендации 24
2 – Логика реализации ППМИ Решаются именно те проблемы, которые отбирает население; вся работа осуществляется на поселенческом уровне Решаются «мелкие» проблемы, которые не попадают в другие региональные и федеральные программы Результаты видны быстро – от определения проблемы до ее решения проходит не более года Все процедуры объективны и прозрачны, условия одинаковы для всех – Проекты отбираются на конкурсной основе – Критерии отбора формализованы и известны заранее – Результаты отбора проектов доведены до участников и размещены в открытый доступ Создается сильная мотивация для местных глав, местного бизнеса, населения участвовать и софинансировать
3 – СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОГРАММЫ Обучение, инструктаж и непрерывное консультирование глав и инициативных групп на всех этапах при активном участии Всемирного банка – Как собрать и провести собрание – Как привлечь средства населения и спонсоров – Как подготовить техническую документацию и грамотно написать заявку – Как провести отбор подрядчиков и т.д. Мониторинг и контроль на всех этапах – Все собрания посещаются консультантами Всемирного банка и протоколируются – Все объекты посещаются консультантами Всемирного банка на стадии реализации Подготовленность всех участников, четкая проектная организация работ