Актуальные вопросы совершенствования правовой базы государственно-частного партнерства ФОРУМ РЕГИОНОВ РОССИИ 28 апреля 2010 года, Москва, ГК «Президент-отель»
2
3 Положительный социально-экономический эффект. Возможность ускоренной реализации инвестиционного проекта, соответствующего государственным и муниципальным нуждам и стратегическим интересам развития. Привлечение управленческого и интеллектуального капитала частного сектора. ГЧП открывает дополнительные возможности для инновационных решений при оказании услуг, поскольку представители частного инвестора осуществляют независимую проверку окупаемости проекта (сроки строительства, контроль качества работ и целевого использования средств). Возможность избежать бюджетных затрат на эксплуатацию. Все затраты на содержание объекта на период его платной эксплуатации производятся за счет инвестора. Экономия бюджетных средств за счет привлечения финансирования со стороны частного сектора. Механизм ГЧП позволяет государству существенно уменьшить объем своих капитальных вложений в объект инвестирования за счет средств частных инвесторов.
Федеральный закон от ФЗ «О концессионных соглашениях»; Федеральный закон от ФЗ «О концессионных соглашениях»; Федеральный закон от ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»; Федеральный закон от ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»; Федеральный закон от ФЗ «О банке развития»; Федеральный закон от ФЗ «О банке развития»; Федеральные законы о госкорпорациях («Роснанотех», «Олимпстрой», «Ростехнологии», «Российская венчурная компания», «Фонда реформирования ЖКХ», «Росавтодор»); Федеральные законы о госкорпорациях («Роснанотех», «Олимпстрой», «Ростехнологии», «Российская венчурная компания», «Фонда реформирования ЖКХ», «Росавтодор»); Постановление Правительства РФ от «Об Инвестиционном фонде РФ». Постановление Правительства РФ от «Об Инвестиционном фонде РФ».
отсутствие Государственной концепция развития ГЧП, а также стратегия поэтапного введения и использования моделей ГЧП; отсутствие Государственной концепция развития ГЧП, а также стратегия поэтапного введения и использования моделей ГЧП; отсутствие на законодательном уровне четких ориентиров развития отраслей и сфер, в которых допустимо заключение между органами публичной власти и бизнес-структурами договоров и соглашений публично-правового характера, не позволяет устанавливать взаимоотношения долгосрочного характера; отсутствие на законодательном уровне четких ориентиров развития отраслей и сфер, в которых допустимо заключение между органами публичной власти и бизнес-структурами договоров и соглашений публично-правового характера, не позволяет устанавливать взаимоотношения долгосрочного характера; слабость и коррумпированность институтов государства; слабость и коррумпированность институтов государства; неразвитость банковской системы; неразвитость банковской системы; несогласованность концессионного, бюджетного и земельного законодательства; несогласованность концессионного, бюджетного и земельного законодательства; несовершенство законодательства, регламентирующего отдельные виды ГЧП; несовершенство законодательства, регламентирующего отдельные виды ГЧП; отсутствие обоснованной методики комплексной проверки финансовых предложений конкурсантов на предмет их реалистичности, несбалансированность технических и финансовых критериев отбора конкурсных заявок; отсутствие обоснованной методики комплексной проверки финансовых предложений конкурсантов на предмет их реалистичности, несбалансированность технических и финансовых критериев отбора конкурсных заявок; высокие транзакционные издержки; высокие транзакционные издержки; отсутствие опыта реализации и управления такими проектами, квалифицированных специалистов в области ГЧП и др. отсутствие опыта реализации и управления такими проектами, квалифицированных специалистов в области ГЧП и др.
6 Реализуемые проекты ГЧП в России Значимые примеры Реализуемые проекты ГЧП в России Значимые примеры
7
«…привлечение субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием российского или иностранного юридического лица либо объединения юридических лиц, либо индивидуальных предпринимателей для выполнения работ по техническому обслуживанию, эксплуатации, реконструкции, модернизации или новому строительству объектов общественной (социальной) инфраструктуры, предоставлению публичных услуг с их использованием на условиях разделения рисков, компетенций и ответственности, путем заключения и исполнения соглашения о государственно-частном партнерстве.» 2
Развитие региональных ГЧП-проектов позволит: Наработать практический опыт применения ГЧП Наработать практический опыт применения ГЧП Развить и совершенствовать законодательство ГЧП Развить и совершенствовать законодательство ГЧП Сформировать рынок ГЧП-проектов Сформировать рынок ГЧП-проектов Мобилизовать средства консервативных финансовых институтов, испытывающих избыток ликвидности Мобилизовать средства консервативных финансовых институтов, испытывающих избыток ликвидности Сформировать потребности регионов в инновационных продуктах (ресурсосбережение, инновационные технологии строительства и машиностроения) Сформировать потребности регионов в инновационных продуктах (ресурсосбережение, инновационные технологии строительства и машиностроения)
10
11
12
13
Формирование регионального законодательства о ГЧП Формирование регионального законодательства о ГЧП Реализация наиболее актуальных пилотных проектов на региональном уровне и в крупных городах Реализация наиболее актуальных пилотных проектов на региональном уровне и в крупных городах Анализ и обобщение региональной и муниципальной практики ГЧП Анализ и обобщение региональной и муниципальной практики ГЧП Закрепление положительного опыта, устранение ошибок на законодательном уровне Закрепление положительного опыта, устранение ошибок на законодательном уровне
Спасибо за внимание! 9 Х.М.Салихов, депутат ГД ФС РФ, Председатель Экспертного Совета по ГЧП Комитета Государственной Думы РФ по экономической политике и предпринимательству , Москва, ул.Охотный ряд, д.1 тел.: +7 (495) , факс: +7 (495) ,