ПОСТУПЛЕНИЕ В ПЕРВЫЙ КЛАСС ВАЖНЫЙ ЭТАП В ЖИЗНИ РЕБЕНКА
Школьная адаптация приспособление ребенка к новым социальным условиям, к новым отношениям, к требованиям, к видам деятельности, к режиму жизнедеятельности.
Виды адаптации физиологическая (взаимодействие различных систем организма); биологическая (изменение в обмене веществ и функциях органов); психологическая (приспособление человека к условиям, задачам на уровне психических процессов, свойств, состояний); социально-психологическая (приспособление к взаимоотношениям в новом коллективе, усвоение норм и ценностей образовательного пространства).
Школьная адаптация приспособление ребенка к успешному функционированию в данной среде (новым социальным условиям, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности). способность к дальнейшему развитию (психологическому, личностному, социальному ).
Особенности возраста активно формируется главное новообразование – внутренняя позиция школьника; внимание непроизвольное, необходима частая смена деятельности; память непроизвольна, начинает развиваться способность к произвольному запоминанию; преобладает образное мышление (требует наглядность), начинает развиваться абстрактное мышление;
Особенности возраста в стадии формирования находится способность к произвольному поведению; ведущая деятельность меняется с ролевой игры на учебу; важна роль взрослого, сложно регламентировать свою деятельность; учительская фигура становится более значимой; кризис 7 лет – появление манерности, демонстративности, натянутости в поведении.
Признаки дезадаптации усталый, утомленный вид ребенка; беспокойный ночной сон; трудности утреннего пробуждения, вялость; постоянные жалобы на плохое самочувствие;
Признаки дезадаптации нежелание выполнять домашнее задание; негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников; нежелание делиться впечатлениями о проведенном дне;
Признаки дезадаптации повышенная тревожность, страх не соответствовать ожиданиям окружающих; жалобы на те или иные события, связанные со школой; стремление при разговоре отвлечь родителей от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
Кризисные периоды первые 4-6 недель ( сентябрь,октябрь) середина декабря; неделя после каникул в феврале; середина марта (особенно после каникул).
Успешность адаптации удовлетворенность процессом обучения; насколько легко справляется с программой; степень самостоятельности при выполнении учебных заданий; удовлетворенность межличностными отношениями - с одноклассниками и учителем; соблюдение школьных правил; умение ориентироваться в новых ситуациях.
МЕТОДЫ. ПРИЕМЫ. Методы– совокупность путей, способов достижения целей. Приём – часть метода, отдельный шаг в реализации метода.