Губернаторская программа «Качество» Все мы – потребители Урок-практикум На рынок надейся, а сам не плошай…
Научиться применять на практике полученные знания о правах потребителей Цель урока: Цель урока:
1. Основные понятия закона Продавец – любая организация (независимо от формы собственности) или индивидуальный предприниматель, реализующие потребителю товары по договору купли продажи. Качество товара – совокупность свойств и характеристик товара, которые придают ему способность удовлетворить какие-либо потребности человека. Безопасность товара – для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки. Недостаток товара – несоответствие товара стандарту, условиям договора или обычно предъявляемым к качеству товара.
2. Какие права имеют потребители 2. Какие права имеют потребители Закон РФ « О защите прав потребителей », принятый 7 февраля 1992 даёт всем людям право: - на просвещение в области защиты своих прав - на надлежащие качество товаров - на безопасность товаров - на информацию - на возмещение морального вреда - на судебную защиту - на государственную, общественную защиту
3. Право на качество товара Если товар оказался некачественным, смело идите в магазин, где вы его купили и ссылайтесь на статью 18 данного закона.
4. Потребитель вправе потребовать Устранения недостатка товара или возмещения расходов на их исправление Уменьшение покупной цены Замены на аналогичный товар Расторжения договора купли – продажи
5. Не получится вернуть в магазин * 1. Средства гигиены, лекарства. 2. Парфюмерно – косметические товары. 3. Строительные и отделочные материалы. 4. Швейные и трикотажные изделия. 5. Посуду и кухонные принадлежности. 6. Товары бытовой химии. 7. Мебель. 8. Изделия из драгоценных металлов, с драгоценными камнями. 9. Автомобили и мото -, велотовары. 10.Электробытовые машины и приборы. 11. Оружие и патроны. 12. Животных и растения. 13. Книги, альбомы, календари. * Речь идёт о товарах НАДЛЕЖАЩЕГО качества!
6. Защита прав потребителя 6. Защита прав потребителя Чтобы защитить свои права, необходимо: 1. Знать свои права, установленные Законом РФ «О защите прав потребителей». 2. Получать полную и достоверную информацию о продавце и товарах. 3. Сохранять чеки, квитанции, гарантийные талоны, технические паспорта. 4. Обращаться к должностному лицу предприятия, если нарушены ваши права. 5. Написать претензию руководителю предприятия, если устное требование не помогло. 6. Если этого недостаточно – обращаться в суд или службу по защите прав потребителей.
7. Решение практических задач Задача 1 Будет ли распространяться закон «О защите прав потребителей» на следующих лиц: а) гражданина, заключившего договор о ремонте своей квартиры; б) гражданку, пользующуюся купленным мужем, пылесосом; в) гражданина, купившего большую партию товаров для того, чтобы продать их по повышенной цене в другом городе.
Задача 2 Определите, какие из приведенных ниже услуг попадают под действие этого закона, а какие нет и почему? а) вы остановили «частника», а он, довезя вас до дома, требует в два раза больше, чем было условлено; б) вы купили у случайного продавца фирменный костюм, а он оказался подделкой; в) вы купили у продавца груши из его сада, а они оказались неспелыми; г) вы пригласили соседа исправить ваш телевизор, в результате его непрофессиональной работы в вашем доме произошел пожар.
Задача 3 Фермер Петров приобрел для своего хозяйства трактор, который оказался полностью непригодным к эксплуатации. Он неоднократно обращался на завод изготовитель с просьбой заменить машину или вернуть деньги, но ему даже не отвечали. Петров обратился в суд с иском о взыскании с завода полной стоимости трактора и возмещении морального вреда. Как рассмотреть дело?
Задача 4 Гражданка Махова купила платье в подарок сестре. Однако той не понравилась расцветка и Махова обратилась в магазин с просьбой взять платье обратно и вернуть деньги. Она хотела купить сестре другой подарок – обувь. Продавец отказался вернуть деньги. Прав ли он?
Задача 5 Покупатель Сидоров приобрел электробритву. По дороге домой он потерял чек. Попользовавшись бритвой два дня, покупатель решил, что она не совсем удобна в пользовании. Обратившись в магазин с просьбой обменять товар на другой, Сидоров встретил отказ. Прав ли продавец, отказавший покупателю?