Урок-КВН по теме «Морфемика» МКОУ Свободненская сош учитель русского яз. и литературы Сагатдинова Т.Б.
Слово делится на части, Ах, какое это счастье! Может каждый грамотей Делать слово из частей!
-Что изучает морфемика? -Что такое морфема? -Назовите известные вам морфемы. Дайте их определение. -Какие морфемы могут входить в основу? -Докажите на примерах, что суффикс и приставка – значимые части слова.
Что такое окончание? Как найти окончание в слове? Докажите. Найдите окончания в словах. 1 команда: территория, путешествие, читал. 2 команда: препятствие, артиллерия, горел.
Подведём первые итоги. Правильный ответ- 2балла. Неполный ответ – 1балл. Неверный ответ – 0 баллов.
Задание командам: Выписать слова, соответствующие схемам: -Корень, окончание. -Корень, суффикс, окончание. -Приставка, корень, суффикс, окончание. Над прудом позёмка вьётся, Тени длинные легли, И негреющего солнца Красный шар висит вдали.
Подведём ещё раз итоги. Всё правильно – 2 балла. Есть ошибки -1 балл. Неправильный ответ- 0 баллов.
Какие вы можете назвать корни с чередующимися гласными А//О? Выпишите парами слова с чередующимися гласными: Положение, растение, излагать, вырасти, росли,полагать,изложение, водоросли, отрасль, Ростислав.
Проверим и подведём итоги. Без ошибок – 2 балла. Есть ошибки – 1 балл. Всё неверно -0 баллов.
Как убедится, что корень в слове найден правильно? Определите, одинаковые ли корни в словах: гора – горевать; мирный – замирать. К каждому слову в паре подобрать по два однокоренных слова.
Игра « Кто больше?» Кто больше запишет слов с корнем – говор-
Назовём – ка мы победителя в этой игре.
Как образуются сложные слова? Назовите одним сложным словом. -Специалист по разведению садов. -Машина, которая может везде проехать. -Фабрика по разведению птиц. -Аппарат для помола кофе. -Человек, разводящий пчёл. -Машина, на которой возят воду. -Канал для выхода дыма из трубы. -Специалист по очистке труб от сажи.
Подводим общие итоги и называем победителей.