Познание. Блок 1. Понятие и история гносеологии.
План темы Блок 1. Понятие и история гносеологии. Познание и онтология Античная онтология: противостояние идеализма и материализма Онтология Нового времени. Блок 2. Знание и сознаниеБлок 3. Познавательная деятельность Чувственное познание и рациональное познание Научное и ненаучное знание Блок 4. Особенности отдельных видов познания Самопознание Социальное познание
Познание: понятие Познание – форма деятельности, результатом которой является новое знание, а так же его расширение и углубление. Знания не возникают сами по себе, а являются результатом особой деятельности – познания. Знания – объективная реальность, данная в сознании человека.
А оно зачем? Цель философии и человечества – господство над природой, для чего необходимо изучить ее законы «Знание – сила». (Ф. Бекон)
Гносеология. Познание - это: Деятельность Тема школьного курса обществознания. Гносеология – это: Наука о познании, одна из философских дисциплин
Познание в ряду философских дисциплин. 1. Онтология учение о бытии Что лежит в основе мира (например, материальная или духовная субстанция)? В каком направлении он развивается и развивается ли вообще? 2. Гносеология учение о познании Познаваем ли мир? Если да, то как мы можем его познать? Когда полученное знание будет достоверным? 3. Аксиология всеобщая теория ценностей. Что такое хорошо и плохо? Доброе и злое? Справедливое и несправедливое? Прекрасное и безобразное? 3 направления философии: Философия (греч. phileo - люблю, sophia - мудрость; любовь к мудрости) - наука о наиболее общих законах мироздания. = эпистемология = этика
Познаваем ли мир? Нет, не познаваем (агностицизм) Да, познаваем Но каким способом?! Разумом (рационалисты) Опытом (эмпирики), чувствами (сенсуалисты) На сколько он познаваем? Объективно => достижима абсолютная истина Субъективно, т.е. одно явление может быть равным образом справедливо объяснено через разные теории (релятивизм).
1. Познание мира в Античности За многообразием явлений первые философы усмотрели некую отличную от этих явлений их сущность: Единство (целостность) мира Ничто не возникает из ничего Наличие чего-либо вечного, бесконечного первоначала, но обязательно материального.
Милетская школа. Они ищут ту первооснову, из которой возникают и в которую превращаются все единичные вещи – первовещество Фалес: вода вода. Ведь все действительно рождается из этого первоисточника: семя всегда влажное. Анаксимен: воздух воздух. В основе всего лежит дыхание, т.е. движущий воздух. Анаксимандр: апейрон апейрон - это первоначало, отличное от остальных веществ, но из него не состоят другие вещества. Гераклит: огонь огонь. Огонь переходит в свою противоположность – воду, а капли влаги - это семя, из которого возникает все.
Атомисты. В мире нет ничего, кроме атомов пустоты.Атомы - мельчайшие неделимые, материальные частицы. Двигаясь в пустоте, атомы сталкиваются, образуя путем соединения различных атомов различные вещи. Распад атомов приводит к исчезновению вещи, но сами атомы сохраняются. Качество вещи определяют не атомы сами по себе, а их сочетание. Т.к. таких сочетаний много, то и мир бесконечно разнообразен и многокачествен. Процесс возникновения и исчезновения вещей - процесс чисто механический. Развивается этот мир по объективным законам без участия каких-либо сверхъестественных сил (Бога). Демокрит:
Выводы: Познание – деятельность, результатом которой является новое знание. Цель получения знаний – практическая деятельность. Наука о познании – онтология, одна из философских дисциплин. Первые философские попытки познать окружающий мир пришли к тому, что основой бытия является нечто материальное (первоосновы, атомы), т.е. материальная реальность предшествует духовной. Познать мир возможно (гностицизм).