Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного типа 26 «Хрусталик» РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ Морма Марина Витальевна учитель – логопед высшая квалификационная категория г.Обнинск 2011 г.
ПРИЯТНЫЙ ЗАПАХ ЦЕЛЬ: Развитие фразовой речи на плавном выдохе. ОБОРУДОВАНИЕ: Один душистый цветок (ландыш, сирень), или надушенный носовой платок, или фрукты (мандарин, яблоко, лимон). ОПИСАНИЕ ИГРЫ: Дети по очереди подходят к вазочке с цветком и нюхают его. На выдохе произносят с выражением удовольствия слово или фразу: «Хорошо; Очень хорошо; Очень приятный запах; Очень ароматный цветок (ароматное яблоко)». Первоначально детям предлагают предложения. В дальнейшем они в зависимости от речевых возможностей сами придумывают предложения.
СОСЕДИ ЦЕЛЬ: Правильное построение фразы. Совершенствование ориентации в пространстве. ОБОРУДОВАНИЕ: Детские стульчики, бубен. ОПИСАНИЕ ИГРЫ: Детям дается задание назвать своего соседа справа. Дети по очереди говорят, например: «Я сижу с Вовой». Когда все дети назовут своего соседа, педагог дает сигнал бубном. Дети разбегаются по комнате. Они могут взять игрушки и некоторое время поиграть. По новому сигналу дети должны сесть именно с тем соседом, которого они назвали. Кто ошибся, проигрывает. При повторении игры ответы детей усложняются: «Я сижу с Вовой и Женей; Я сижу рядом с Вовой и Женей; Справа от меня Вова, а слева от меня Женя; Мой сосед справа – Вова, мой сосед слева – Женя.
ОБГОНИ ЦЕЛЬ: Развитие ритмичной и выразительной речи. Воспитание координированных движений. ОБОРУДОВАНИЕ: Детские стульчики (пенек, бревнышко или скамеечка на участке). ОПИСАНИЕ ИГРЫ: ВАРИАНТ 1.Дети стоят или сидят на бревнышке, травке или стульчиках. Напротив, в 10 – 15 шагах один стульчик (пенек). Выбираются двое из водящих с помощью считалочки. Они становятся напротив стульчика (пенька). Педагог вместе со всеми детьми произносит стишок: Девочке на ручку бабочка села. Девочка бабочку поймать не успела. После слов «поймать не успела» водящие бегут к пеньку. Кто успеет сесть на него первым, тот выиграл.
ВАРИАНТ 2. Эту игру можно сопровождать и другим стихотворением: Бабка сеяла горох, Уродился он не плох, Уродился он густой… Мы помчимся, ты постой. В этом случае стишок говорит водящий. В процессе игры педагог следит, чтобы дети правильно делали дыхательные паузы. Эти игры можно использовать и для автоматизации разных звуков.
ПРИДУМАЙ ФРАЗУ ЦЕЛЬ: Развитие фразовой речи. Правильное построение предложения. ОБОРУДОВАНИЕ: Сюжетные картинки из лото «ЧТО МЫ ДЕЛАЕМ». ОПИСАНИЕ ИГРЫ: Показывается одна сюжетная картинка. Педагог придумывает по ней короткую фразу (из двух – трех слов), затем предлагает детям дополнить его фразу одним новым словом. Каждый вызванный ребенок удлиняет фразу еще на одно слово. Например, педагог говорит: «Таня играет». Ребенок повторяет предложение: Таня играет и добавляет на улице. Следующий повторяет предложение : Таня играет на улице и добавляет в песочнице. Выигрывает тот, кто придумает последнее слово к предложению и произнесет всю фразу правильно. Короткие фразы на одном выдохе, а длинные с остановкой через три – четыре слова.
ОПРЕДЕЛИ МЕСТО ИГРУШКИ ЦЕЛЬ: Развитие речевого дыхания. Закрепление умения строить развернутую фразу. ОБОРУДОВАНИЕ: Игрушки. ОПИСАНИЕ ИГРЫ: Педагог раскладывает на столе в один ряд различные детские игрушки. Вызывая ребенка, он спрашивает у него: «Между какими игрушками стоит пирамидка?» Ребенок должен дать полный ответ : «Пирамида стоит между машиной и мячом». После двух – трех ответов педагог меняет игрушки местами. Постепенно при повторении игры игрушки по одной можно заменять другими.