« Использование игровых технологий как средства повышения мотивации младших школьников на логопедических занятиях»
ПРОБЛЕМА Дети, обучающиеся на логопедических пунктах, не осознают своего дефекта, отличаются неусидчивостью, быстрой утомляемостью и истощаемостью, снижением интереса к занятиям. Отсюда низкий уровень обучаемости детей с речевыми нарушениями, трудность их адаптации в большом информационном потоке; снижение мотивации учебной деятельности.
Цель: формирование положительной мотивации к обучению, используя игровые технологии. Задачи: -изучить особенности использования игровой технологии в логопедической работе -коррекция нарушений речи и обогащения речевой практики обучающихся -развитие фонематического восприятия и навыков языкового анализа и синтеза с помощью игровых приёмов -развитие высших психических функций, лежащих в основе процессов письма и чтения: слухоречевого восприятия, зрительного внимания, памяти и мыслительных процессов -коррекция нарушений письменной речи обучающихся
Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям: -дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи; -учебная деятельность подчиняется правилам игры; -учебный материал используется в качестве ее средства; -в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; -успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Развитие навыка фонематического анализа и синтеза слов Лото Необычный дом На доску прикрепляется макет картонного домика с прорезями для окон и окна с изображениями различных предметов. Из предложенных картинок дети выбирают только те изображения, названия которых начинаются с заданного звука, и прикрепляют их на место пустующего окошка. Найди лишнее. Дается ряд карточек: на одних написаны слова (например, КОТ, СТОЛ, ТИГР, КОЧКА…), на других псевдослова, т.е. бессмысленные буквосочетания (например, ВЕБ, СИБ, ТУВЛ, ТИВОК…). Нужно карточки со словами сложить в одну группу, а псевдослова – в другую. Это упражнение помогает сочетать побуквенный анализ слова с его смысловой оценкой. Как их зовут? Составить женские и мужские имена из первых звуков названий картинок. Данная игра способствует развитию быстрому и точному побуквенному анализу, помогает лучше ориентироваться в звуко- слоговом составе слова и тем самым не допускать ошибки в процессе чтения и письма.
Шифровальщики. Выделить из слова заданный слог, запомнить или записать его. В результате из выделенных слогов получаются слова. 1. Выделить из слова первый слог. Устно: хобот, рост, шорох – хорошо. Устно и письменно: ответ, личность, носорог – отлично. 2. Выделить в словах ударные слоги (письменно). Составить из них предложение. Горы, пилоты, сова, без, удочка, зима, капуста, красота, яма, рисунок, маленький. Голова без ума – пустая сума. 3. Выписать третий по счёту слог. Из полученных слогов составить слово, обозначающее часть речи. Учительница, дорога, кимоно, пение, пастила, гостеприимство. При-ла-га- тель-но-е. Развитие слогового анализа и синтеза
работа над анализом структуры предложения и лексико- грамматическим строем речи Угадай. К доске вызывается группа из трёх – четырёх детей. Одного из них просят на некоторое время выйти за дверь, остальные получают карточки со словами предложения, которые они должны произнести по сигналу учителя одновременно – каждый своё слово. Задача отгадчика – понять и произнести предложение целиком. Проводится игра несколько раз – так, чтобы приняли участие все дети. Выигрывает тот, кто расслышал предложение с наименьшим количеством повторений. Найди ошибки. На карточках записаны предложения, в которых не правильно употреблен предлог. Надо исправить ошибки и записать правильный вариант. В предложениях надо выделить грамматическую основу и начертить схему предложения. Крот прорыл ход над землёй. Под рекой поднимался густой туман. Собака спала над столом. Самолёт летит под лесом.
Что? Где? Куда?. Уточнение значений предлогов В, НА, ИЗ, ЗА. На доску записываются слова: цветы, книга, ручка, дождь и т.д. Учащимся раздаются предметные картинки с изображением вазы, стола, пенала, окна ит.д. Надо выбрать на доске название предмета, которого не хватает на картинке. Составить предложения и записать их в тетрадь. Например. За окном дождь. Один – много. Игра проводится с мячом. Логопед поочередно бросает мяч детям, называя слова во множественном числе. Ребята возвращают мяч, подбирая к данному слову слово в единственном числе. Таким образом, дети учатся работать со словами с безударными гласными в корне и подбирать к ним проверочные. Собери предложение. На доске записаны слова из пословиц и поговорок. Необходимо оставить слова в нужном порядке, чтобы сложилась пословица. Записать в тетрадь. Время, час, делу, а, потехе. Год, декабрь, а, начинает, кончает, зиму. Один за всех и все за одного. Делу – время, а потехе – час. Декабрь год кончает, а зиму начинает.
Игры на развитие внимания, памяти, наблюдательности. игра « Минутка » даёт возможность учащимся за одну минуту выполнить разные задания, запомнить определённое количество слов, текст, записать его. запомнить текст. « Заблудился». Задание: спишите, исправив ошибки. Потинулохоладом. Последниеклочя тумана мокрой марлей палзлипосклону. Открылись яркие сиящие горы.