Фалес Θαλς Μιλήσιος άρχή Причина движения дух (πνευμα), «гнездящийся» в воде Космос одушевлен (εμψυχος) и полон божественных сил (δαίμονες)
Анаксимандр Άναξίμανδρος Апейрон (άπειρον, «нестареющее») - то из чего все возникает и во что все превращается, есть нечто постоянно пребывающее и неуничтожимое, беспредельное и бесконечное во времени.
Анаксимен Άναξιμένης Воздух у Анаксимена беспределен, то есть апейрос (άπειρος) Анаксимен находит в беспредельном воздухе начало и тела, и души; боги также происходят из воздуха; душа воздушна, жизнь есть дыхание.
Гераклит H ράκλειτος ό Έφέσιος Диалектика (Διαλεκτική) Все течет (Παντα ρει)
Пифагор Πυθαγόρας ό Σάμιος Метемпсихоз (греч. μετεμψύχωσις, «переселение душ») Гармония сфер
Ксенофан Ξενοφάνης ό Κολοφώνιος «Полной уверенности в существовании богов и единой природы достичь не способен никто, ибо хотя бы некто и встал на верный путь, он бы [сам] этого не узнал, поскольку все есть видимость»
Парменид Παρμενίδες Помимо Бытия нет ничего. Также и мышление есть Бытие, ибо нельзя мыслить ни о чём.
Зенон Элейский Ζήνων ό Έλεάτης Апории: Ахиллес и черепаха Дихотомия Стрела Стадион
Эмпедокл Έμπεδοκλης Четыре стихии образуют «корни» вещей Источник движения не сами «корни», так как они неизменны, а две противоположные силы Любовь и Вражда.
Анаксагор Ά ναξαγόρας Вечные элементы мира, «семена» (или «гомеомерии») Хаос Мировой Ум (νους)
Левкипп Λεύκιππος άτομος – неделимый Относительное небытие (пустота), разделяющее всё сущее на множество элементов
Демокрит Δημόκριτος «[Лишь] в общем мнении существует цвет, в мнении – сладкое, в мнении – горькое, в действительности же [существуют только] атомы и пустота» Бесконечные формы атомов – идеи (είδος – «вид, облик»)
Софисты σοφιστής Протагор Продик Горгий Гиппий Критий
Протагор Πρωταγόρας «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют»
Горгий Γοργίας «Ничего не существует; но даже если нечто существует, то оно не познаваемо; но даже если и познаваемо – то необъяснимо для другого»