L/O/G/O
Методика присвоения рейтингов надежности как способ оценки эффективности страхового бизнеса Структура рейтингового анализа Система показателей методики Расшифровка отдельных показателей Содержание 2 Анализ страхового портфеля
Формы 1, 2 бухгалтерской отчетности за последний отчетный период и два предыдущих года (ежеквартально); Формы 4, 5 бухгалтерской отчетности за два последних года; Формы 12, 13 отчетности, предоставляемой в порядке надзора, за два последних года; Формы 6, 7, 7п, 10, 11, 14, 14п отчетности, предоставляемой в порядке надзора, за два последних года (на полугодовой основе, при наличии - ежеквартально); Форма 1-с Ведомственного государственного статистического наблюдения за последний отчетный период и два предыдущих года (ежеквартально); Формы 2-с Ведомственного государственного статистического наблюдения за два последних года; Отчетность по МСФО за последний отчетный год; Стратегия компании на среднесрочный период; Официальная статистика государственных органов; Данные, опубликованные в средствах массовой информации. Источники информации:
Структура рейтингового анализа
В качестве факторов поддержки учитываются дополнительные финансовые и нефинансовые ресурсы компании (поддержка собственников, поддержка государства). В качестве стресс-факторов учитываются факторы, которые содержат в себе высокий риск резкого и значительного снижения платежеспособности компании либо отзыва у нее лицензии. В качестве стресс-факторов могут рассматриваться следующие факторы: Банкротство одного из собственников компании; Банкротство одного или нескольких основных объектов инвестиций компании; Наличие крупных неплановых балансовых убытков; Наличие косвенных или прямых признаков преднамеренной фальсификации отчетности; Прочие факторы, в том числе резкое изменение рыночной конъюнктуры и изменение требований регулирующих органов.
Система показателей Text in here Ликвидность и платежеспосо бность % 12% 4-6% 5-10% Вес от 8 до 10% 12-15% Text in here 8-12% 4-6% 12% 7. Перестрахо вочная политика Клиентская база Страховой портфель 4. География деятельнос ти 3. Корпоративное управление 9. Убыточность и доходность Инвестиционная политика 10. Положение компании на рынке Размерный фактор 15-20%
1. Размерный фактор 8-10% Влияние Основные показатели Фактор определяет возможности компании диверсифицировать как страховые так и финансовые риски. Таким образом, высокие размерные показатели рассматриваются в качестве позитивного фактора. Величина активов; Величина собственных средств и уставного капитала; Величина совокупной страховой премии; Динамика активов и собственных средств; Динамика страховых премий. Вес
2. Положение компании на рынке 4-6% Влияние Основные показатели Высокие позиции на рынке, сильный бренд, высокая репутация менеджмента, незначительное число предписаний со стороны надзорных органов. Появление компании в различных «черных списках», низкая репутация менеджмента компании (работа в страховщиках, лишившихся лицензии), наличие существенных неисполненных предписаний со стороны ФССН, кэптивность бизнеса Положение компании в отдельных сегментах рынка; Бренд и репутация компании; Отношения компании с надзорными органами; Репутация менеджмента компании; Специализация компании; Кэптивность. Вес
3. Корпоративное управление 12% Влияние Основные показатели адекватная и детально проработанная стратегия, развитая система риск-менеджмента, высокое качество аудита, наличие у компании отчетности по МСФО. Компания ежеквартально публикует на своем сайте отчетность и раскрывает информацию о конечном собственнике. Негативная оценка за собственников компании ставится, если владельцы испытывают финансовые затруднения, либо если имеет место корпоративный конфликт. Финансовый потенциал владельцев; Структура собственности; Изменение состава владельцев за год; Организационная структура; Система риск-менеджмента; Стратегия компании; Качество менеджмента компании; Состояние IT; Аудитор; Наличие отчетности по МСФО; Уровень транспарентности. Вес
4. География деятельности 5-10% Влияние Основные показатели Высокий уровень географической диверсификации. Для федеральных страховщиков: эффективность деятельности на региональных страховых рынках рентабельность работы ее филиальной сети. Для региональных страховщиков: соотношение уровня доходов населения и прожиточного минимума в регионе деятельности компании, что определяет потенциал развития регионального рынка страхования жизни. Отдельно рассматриваются позиции компании на региональном страховом рынке. Для федеральных страховщиков Присутствие компании в регионах с высоким соотношением уровня дохода населения и прожиточного минимума; Эффективность деятельности компании на региональных страховых рынках; Географическая диверсификация деятельности; Динамика развития филиальной сети. Для региональных страховщиков Соотношение уровня доходов населения и прожиточного минимума в регионе деятельности компании; Место компании на региональном страховом рынке. Вес
5. Страховой портфель 12-15% Влияние Основные показатели высокий уровень диверсификации и стабильности ее страхового портфеля. Эффективность страхового бизнеса компании отражает величина технического результата по страхованию жизни и по видам иным, чем страхование жизни. Отрицательные значения технического результата компании рассматриваются в качестве негативного фактора. Доля взносов по новому бизнесу в страховом портфеле; Диверсификация страхового портфеля (по видам страхования и страховым продуктам); Стабильность страхового портфеля; Технический результат от операций страхования (по страхованию жизни и по видам иным, чем страхование жизни). Вес
6. Клиентская база 12% Размер клиентской базы; Прирост числа действующих договоров; Структура клиентской базы; Каналы распространения страховых продуктов; Доля расторгнутых договоров; Зависимость от основных клиентов; Величина агентской сети; Динамика числа страховых агентов; Наличие кредитного рейтинга у основного клиента (для кэптивных компаний). Уровень надежности основных банков-партнеров (для компаний, специализирующихся на банкостраховании); Зависимость от основных банков-партнеров (для компаний, специализирующихся на банкостраховании). Основные показатели Вес
7. Перестраховочная политика 4-6% Влияние Основные показатели Операции по перестрахованию снижают принимаемые компанией страховые риски, генерируя при этом дополнительные кредитные и операционные риски. Вес фактора в методике плавающий и зависит от доли перестраховщиков во взносах. высокие показатели надежности, диверсификации и эффективности его перестраховочной защиты. Надежность перестраховочной защиты; Диверсификация перестраховочной защиты; Эффективность перестраховочной защиты. Вес
8. Ликвидность и платежеспособность 8-12% Влияние Основные показатели высокие значения коэффициентов текущей и уточненной страховой ликвидности-нетто, а также низкие значения отношения дебиторской задолженности к активам компании. Особое внимание обращается на качество дебиторской задолженности страховщика. Коэффициент текущей ликвидности; Коэффициент уточненной страховой ликвидности-нетто; Опыт крупных выплат; Дебиторская задолженность; Качество дебиторской задолженности; Кредиторская задолженность; Наличие займов и кредитов; Наличие внебалансовых обязательств; Маржа платежеспособности; Достаточность собственных средств Вес
9. Убыточность и доходность 5-12% Влияние Основные показатели Рентабельность активов и собственных средств отражают уровень доходности бизнеса для собственников. Наличие у компании непланового балансового убытка снижает ее финансовый потенциал, что расценивается Агентством в качестве негативного фактора. Показатель доли расходов на ведение дела отражает эффективность бизнеса компании и оказывает давление на итоговый финансовый результат. Рентабельность активов по РСБУ; Рентабельность активов по МСФО; Рентабельности собственных средств; Коэффициент убыточности-нетто по видам иным, чем страхование жизни; Доля расходов на ведение дела. Динамика расходов на ведение дела Вес
10. Инвестиционная политика 15-20% Влияние Основные показатели высокий уровень ликвидности, надежности, диверсификации и рентабельности инвестиционных вложений. Высокая доля вложений в аффилированные объекты инвестиций. Важными параметрами качества инвестиций для компаний по страхованию жизни являются соответствие активов и пассивов страховщика по валютам и по срочности Ликвидность инвестиционного портфеля; Диверсификация инвестиционного портфеля по объектам вложений; Надежность вложений; Доля аффилированных контрагентов и дочерних структур; Соответствие активов и пассивов компании по срокам; Соответствие активов и пассивов компании по валюте; Рентабельность инвестированного капитала; Соответствие выплачиваемого и полученного инвестиционного дохода Стабильность инвестиционного портфеля и наличие признаков оптимизации; Выполнение приказов 100н и 149н. Вес
Расшифровка основных показателей методики Доля расходов на ведение дела = Рентабельность инвестированного капитала = Рентабельность активов = Рентабельность собственных средств = Коэффициент достаточности собственных средств =
Анализ страхового портфеля организации
Сбалансированность страхового портфеля К ссп = СПн – страховые премии (взносы) – нетто-перестрахование (стр. 010 – стр. 050 ф. 2); (стр. 080 – стр. 150 – стр. 160), ф. 2 – страховщик; СПб – страховые премии (взносы) – всего (стр. 011, стр. 081), ф. 2 – страховщик; ИСР – изменения страховых резервов (стр. 040, стр. 090), ф. 2 – страховщик.
Эффективность страхового портфеля Показатели эффективности страхового портфеля Содержание Прибыльность = Кроме относительных показателей следует рассматривать и абсолютные. Под размером страхового портфеля будем понимать здесь количество однородных, статистически независимых друг от друга объектов страхования. Постоянно отслеживая структуру страхового портфеля и, соответственно, выявляя наиболее рисковые группы клиентов, объектов страхования, страховщик может оптимизировать доходность по портфелю.
L/O/G/O Спасибо за внимание!