Роль семьи в формировании личности
С каким лицом вы общаетесь со своим ребенком? С каким лицом чаще всего общается с вами ваш ребенок? Каким, по вашему мнению, должно быть лицо вашего ребенка во время общения с вами?
Чтобы вырастить полноценного человека, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы учителя и родители действовали как союзники, делясь с детьми своей добротой, опытом, знаниями. САМОЕ ГЛАВНОЕ ДЛЯ РЕБЕНКА – ЧТОБЫ ЕГО ЛЮБИЛИ. Любовь должна быть мудрой, должна приносить только благо ребенку. «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует их». В.А.Сухомлинский.
Любовь умиления – неразумная, иногда наивная любовь. Ребенок, воспитанный в атмосфере умиления, не знает, что есть понятия «можно», «нельзя», «надо». Любовь деспотическая – у ребенка с малых лет извращается представление о добром начале в человеке, он перестает верить в человека и человечность. В обстановке постоянных упреков человек ожесточается. Родительская власть должна поощрять, одухотворять его силы, его желание быть хорошим. Любовь откупа – родительский долг видится родителями лишь в обеспечении всех материальных потребностей. Детей окружает атмосфера духовной пустоты, убожества. Детям не знакомы чувства: ласка, сострадание, милосердие.
КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ ПОДЛИННАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ ЛЮБОВЬ? Каким вырастет ребенок, во многом определяется его положением в системе семейных отношений. Положение бывает различным: - благополучным, когда семья, родители проявляют разумную заботу о ребенке, когда его воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, когда заботятся не только о нем, но и он заботится обо всех, когда его уважают и он уважает других; - неблагополучным, когда он – баловень семьи, а затем нередко- и деспот семьи, либо он изгой и растет как сорная трава, либо он – «квартирант», которому нет дела до семейных проблем.
АНКЕТА «Ребенок и его семья» 1.меня почти во всем поддерживают. 2.у нас бывают разногласия, даже споры. 3.мне бывает трудно дома. 4.ко мне предъявляют слишком высокие требования в учебе. 5.меня во многом ограничивают. 6.дома считаются с тем, что бы мне хотелось иметь из одежды с другими нуждами. 7.мне дают карманные деньги. 8.у нас дома бывают одноклассники, друзья. 9.мне хотелось бы иметь больше самостоятельности. 10.родители заняты только собой
ДЕТИ – наши постоянные свидетели, они видят наши падения, срывы, провалы, как бы мы ни старались это скрыть. Они учатся жить у жизни. 1)Если ребенка постоянно критикуют, он учится…… (ненавидеть) 2)Если ребенок живет в вражде, он учится……(быть агрессивным) 3)Если ребенок растет в упреках, он учится….. (жить с чувством вины) 4)Если ребенок растет в терпимости, он учится… (понимать других) 5)Если ребенка хвалят, он учится…. (быть благородным) 6) Если ребенок растет в честности, он учится.…. (быть справедливым) 7) Если ребенок растет в безопасности, он учится…. (верить в людей) 8) Если ребенка поддерживают, он учится…. (ценить себя) 9)Если ребенка высмеивают, он учится… (быть замкнутым) 10) Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится…. (находить любовь в этом мире)
У нас у всех есть возможность выбора. Но именно от вас в большей степени зависит, каким он войдет во взрослую жизнь. Самое большое влияние на формирование личности ребенка оказывают реальные поступки и поведение родителей, а не слова и нравоучения.
Чем Проповедь выслушивать, Мне лучше бы взглянуть. И лучше проводить меня, Чем указать мне путь. Глаза умнее слуха, Поймут все без труда. Слова порой запутаны, Пример же – никогда. Тот лучший проповедник – Кто веру в жизнь провел. Добро увидеть в действии – Вот лучшая из Школ. И если все мне показать, Я выучу урок. Понятней мне движенье рук, Чем быстрых слов поток. Должно быть, можно верить И мыслям, и словам. Но я уж лучше погляжу, Что делаешь ты сам. Вдруг я неправильно пойму Твой правильный совет. Зато пойму, как ты живешь, По правде или нет.