О новых подходах к аттестации педагогических кадров в Красноярском крае Перспективы гг г. Л. И. Вахтель
Нормативные и методические основания аттестации Закон РФ от «Об образовании», ст. 29 Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих кадров государственных муниципальных образовательных учреждений, утвержденное приказом МО РФ от Положение об агентстве образования администрации Красноярского края, утвержденное постановлением Совета администрации Красноярского края от п Письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования МОиН РФ от «О направлении краткой концепции учительского портфолио» Разработанный краевой пакет материалов по новой модели аттестации кадров (на сайте)
Цели новой аттестации педагогических работников Стимулирование повышения качества образования через повышение заработной платы учителей, работающих более результативно (по мере увеличения ФОТ в ММ оплаты труда предусмотрено увеличение коэффициентов оплаты за категории по результатам аттестации). Стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих кадров. Обеспечение объективности и адекватности в оценке профессиональной компетентности и результативности профессиональной деятельности педагогических работников
Портфолио учителя как способ предъявления учительских профессиональных достижений Содержательным основанием аттестации является ПОРТФОЛИО, понимаемое как портфель достижений
Предлагаются формы аттестации Для педагогических работников: а) портфолио, б) победа в профессиональном конкурсе (сохраняется); Для руководителей ОУ (до разработки портфолио руководителя) : а) описание управленческой деятельности, б) публичный отчет о деятельности ОУ (сроком на 1 года для стимулирования руководителей в период становления ПО, далее ПО войдет как составляющая в портфолио руководителя).
Цели введения портфолио как инструмента оценки (экспертизы) профессиональных достижений 1). Оценочно-стимулирующая (основание для повышения базовой части з/ п при аттестации на более высокую категорию по сравнению с предыдущей и начисления стимулирующей части заработной платы). 2). Развивающая, по отношению к образовательной ситуации. Структура портфолио представляет собой своеобразный ориентир возможных видов активности педагога. 3) Демонстрационная, по отношению к процедуре оценки качества профессионального труда конкретного педагога и профессиональному уровню в региональной системе образования.
Портфолио учителя а) дает объективную информацию о реальном качестве работы педагога; б) фиксирует годовую динамику изменения качества профессиональной деятельности; в) может быть понятен не только специалистам, но и гражданам.
Структура, содержание и объем портфолио педагога (в пакете материалов на краевом сайте) 1. Образовательный ценз педагога ( уровень образования, полученная квалификация, ученые звания, степени и т.д.). 2. Характеристики деятельности педагога (результативность, профессиональные действия и средства, профессиональные компетентности, отношение к профессиональной деятельности педагогического работника детей и их родителей) Объем портфолио. Идеальный регламент, когда на «языке» результатов объем портфолио =1 страница в год, итого max – 5стр! Реальность зависит от регламента, который будет определяться на уровне ОУ.
Временные ресурсы –подача заявлений на аттестацию, их регистрация в соответствующих АК и на сайтах – подготовительный период к началу аттестации на предстоящий уч.г. (зачет в портфолио результативности работы за предыдущий уч.год на уровне ОУ, подготовка всех необходимых регламентов на всех уровнях, издание приказов на всех уровнях, формирование единого краевого банка экспертов на краевом уровне с участием профессиональных общественных организаций, выделение разделов на сайтах всех уровней) – портфолио передаются экспертам. Эксперты представлены от профессиональных общественных организаций, принимает портфолио координатор, регистрирует на сайте и передает экспертам. Эксперты оценивают портфолио, выставляют баллы в таблицах на сайтах. Сайты открыты для информации.
Временные ресурсы (продолжение) – подготовка отчетов экспертами – экспертные сессии (проводится сверка, определяется «цена» каждой категории, формируется аналитический отчет для доклада на аттестационной комиссии, пересматриваются требования и т.д) – заседание АК (утверждаются списки аттестуемых, заслушивается аналитический отчет, принимаются предложения об изменениях на последующий аттестационный период) – подготовка и издание приказов по итогам аттестации
МОДЕЛЬ АТТЕСТАЦИИ КАДРОВ ЭКСПЕРТЫ ( краевой банк ) АТТЕСТАЦИОННЫЕ КОМИССИИ З Р и И Т, О портфолио ОУ М Кр и Рез портфолио
Преимущества новой модели аттестации Мотивирует педагога на выстраивание собственной траектории профессиональной деятельности. Расширяет возможности для самостоятельности ОУ в планировании и достижении высокого профессионализма кадров и высокого качества образования обучающихся. Создает условия для действительной корреляции успехов профдеятельности педагога с достижениями его учеников. Обеспечивает объективную и прозрачную экспертизу – ежедневно на сайтах можно увидеть оценку портфолио в баллах. Создает предпосылки для мобильного обновления требований к профессиональной деятельности при аттестации. Позволяет использовать портфолио как инструмент при: устройстве на работу, участии в конкурсах, учете в кадровом резерве, награждении, распределении ФСВ. Экономит время, значительно сокращает бумагооборот.
Возможные риски Экономического характера - сложности по увеличению бюджета ОУ на аттестацию кадров Социального характера Напряжения, вызванные: - неприятием новой формы аттестации педагогами, имеющими большой стаж работы, - опасением педагогов о прекращении действия итогов предыдущей аттестации до результатов текущей (т.к. приказ будет издаваться 1 раз в год ), - недостаточной или не качественно организованной предварительно разъяснительной работой в коллективах - организация платных консультаций для педагогов (в случае, если ОУ не выделяет на это средства) Организационного характера - не качественный подбор экспертов, - не качественно разработанные регламенты, - некорректное использование временных ресурсов
План перехода на новую модель аттестации Разъяснительная работа в коллективах. Пересмотр бюджета ОУ на 2008/2009 уч.г. и последующие годы (с учетом 3-х годичного планирования) для возможности оплаты экспертам и консультантам. Подготовка педагогов к необходимости оплаты за консультации ( в случае, если ОУ это на себя не возьмет). Организация работ по минимизации рисков. Обсуждение с представительным органом трудового коллектива и УС вопроса по использованию портфолио при начислении стимулирующих выплат – по сути, это внесение изменений в существующий регламент в тех ОУ, которые уже перешли к ФСН. Использование разработанного в крае пакета материалов для четкого описания всех необходимых регламентов.
План перехода на новую модель аттестации (продолжение) Организация зачетов педагогу учебных достижений его учеников (в обозначенные сроки) – см. следующий слайд. Издание приказов на всех уровнях по организации аттестации кадров в 2008/2009 учебном году. Организация консультаций для педагогов по заполнению портфолио – на всех уровнях. Формирование единого краевого банка экспертов. Проведение инструктажа для экспертов. Проведение инструктажа для муниципальных и школьных АК. Создание разделов на сайтах всех уровней (доступных для информации, но с ограничением доступа для работы на них) Прим. Все работы по разработке регламентов на всех уровнях должны осуществляться совместно с профсоюзами!
Организация в ОУ зачетов педагогу учебных достижений его учеников Для аттестующихся в: 2008/2009 уч.г. - зачет за последние 5 лет 2009/2010 уч.г. - за последние 4 года 2010/2011 уч.г. - за последние 3 года 2011/2012 уч.г. - за последние 2 года 2012/2013 уч.г. - за 2007/2008 уч.г. В текущем году данный вид работы будет объемным, но уже со следующего года зачет будет проводиться только за истекший учебный год для всех педагогов.
Благодарю за внимание ! Л.И.Вахтель, начальник отдела по работе с педагогическими кадрами агентства образования администрации Красноярского края