Методические рекомендации «Понятие о бухгалтерских документах, их роль и значение».
Документирование и документооборот организации Документирование – это способ оформления хозяйственных операций. Документирование хозяйственных операций определено Федеральным законом «О бухгалтерском учете», Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Порядок создания, принятия и отражения в бухгалтерском учете, а также хранения первичных документов регламентируется Положением о документах и документообороте в бухгалтерском учете. По назначению первичные документы подразделяются на: Организационно - распорядительные Оправдательные Комбинированные Документы бухгалтерского оформления
Организационно – распорядительные документы содержат здания или разрешение на проведение операции. К ним относятся приказы, распоряжения, указания, доверенности ит.п. Состав и требования к оформлению организационно-распорядительных документов определяется Госстандартом России. Информация, содержащаяся в этих документах, не отражается в учетных регистрах. Оправдательные документы подтверждают факт совершения операции. К ним относят накладные, требования-накладные, приходные ордера, акты приемки, и т.п. Информация содержащиеся в них заносится в учетные регистры. Комбинированные документы сочетают в себе признаки разрешительных и оправдательных документов, например расходный кассовый ордер, платежная ведомость и т.п. Документы бухгалтерского оформления заполняются бухгалтером. Это различные расчеты, справки. Информация данных документов также заносится в учетные регистры. Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается. В остальные первичные документы исправления могут вносится лишь по согласованию с лицами, составившими и подписанными эти документы, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц с указанием даты внесения исправлений (ошибка зачеркивается тонкой чертой, над ней надписывается правильная запись и оговаривается исправление).
Первичные документы, поступающие в бухгалтерию, подлежат обязательной проверке по форме (полнота и правильность оформления документа, заполнение реквизитов). по содержанию (законность документированных операций, логическая увязка отдельных показателей). арифметически (подсчет сумм).
Для сдачи в архив документы подбираются в хронологическом порядке, комплектуются, переплетаются и подшиваются в папки. Сдача документов в архив сопровождается справкой. Изъятие первичных документов, учетных регистров, отчетных документов у организации может производится органами дознания, предварительного следствия, прокуратуры, судами, налоговыми инспекциями и налоговой полицией на основании постановлений этих органов в соответствии с действующим законодательством. Изыматься могут все документы, за исключением содержащих сведения, составляющие государственную тайну. Изъятие документов производится на основании письменного мотивированного постановления должностного лица организации, которая производит изъятие. Изъятие производится в присутствии должностных лиц организации. Изъятие оформляется протоколом, копия которого вручается под расписку соответствующему должностному лицу организации. В случае пропажи или гибели документов приказом руководителя организации назначается комиссия по расследованию причин пропажи или гибели, в которую при необходимости приглашаются представители следственных органов, охраны, пожарного надзора. Результаты работы комиссии оформляются актом, утвержденным руководителем.
Ситуационная задача «Заполнение оборотной ведомости по счетам» Составьте простую оборотную ведомость по счетам аналитического учета материалов и готовой продукции, используя таблицу 1; Необходимые данные для выполнения задания находятся в таблице 1 Таблица 1 Журнал хозяйственных операций за текущий период п/п Содержание хозяйственных операцийКорреспондирующие счета Сумма руб. дебиткредит 1Отпущены в основное производство материалы(100кг) Перечислены с расчетного счета денежные средства в счет погашения кредиторской задолженности заводу «Металлист» Получены с расчетного счета денежные средства в кассу для выдачи заработной платы Отпущено в основное пр6оизводство топливо (6тонн) Принята на склад готовая продукция из основного производства: Стол 3 шт.6000 Стулья 12 шт.7200
Полки 17 шт Выдана из кассы зарплата персоналу Получены материалы (100 кг) от завода «Притон», но не оплачены Начислена заработная плата работникам основного производства С расчетного счета погашен краткосрочный кредит банка Начислена амортизация по основным средствам, используемых в основном производстве С расчетного счета погашена кредиторская задолженность заводу «Протон» 8000
Таблица 2 Простая аналитическая оборотная ведомость по материальным счетам. п/п Счет.Сальдо на начало периода ПриходРасходСальдо на конец периода Кол- во суммаКол- во суммаКол- во суммаКол- во сумма итого