г.Новосибирск, 1 июля 2010г. Э.П. Броницкий – начальник отдела платежных систем и расчетов ГУ ЦБ РФ по Новосибирской области
Платежная система Новосибирской области - на территории области зарегистрировано 84 КО и филиала, что составляет 18,4% в СФО и 2% в России. - удельный вес объема платежей области составляет 36% от объема платежей Сибирского федерального округа - по размерам активов область занимает 8 место в РФ и 1 в СФО
Количество кредитных организаций (филиалов) Сибирского федерального округа на г.
Структура безналичных расчетов по объему платежей, проведенных через платежную систему Новосибирской области (на по сравнению на с )
Структура безналичных расчетов по количеству платежей, проведенных через платежную систему Новосибирской области (на по сравнению на с )
Удельный вес количества платежей, проведенных в России небанковскими кредитными организациями в 2009г. Небанковские кредитные организации НСО: 1.ЗАО СРЦ 2.РНКО «Платежный центр» 3.Сибирский филиал ЗАО РП ММВБ 4.Новосибирский ф-л НКО «Инкахран»
система внутрирегиональных электронных расчетов (система ВЭР); система межрегиональных электронных расчетов (система МЭР); система расчетов с использованием бумажных технологий (почтовые и телеграфные авизо) Справочно Начало функционирования система банковских электронных срочных платежей (система БЭСП) – с Платежная система Банка России до внедрения системы БЭСП
Платежная система Банка России (действующая модель) БЭСП МЭР ВЭР авизо Клиенты Банка России 78 региональных систем
Децентрализованная сегментированная архитектура - 78 сегментов работают по местному времени Участники расчетов: подразделения Банка России, кредитные организации, Федеральное казначейство, другие клиенты Банка России 78 МЭР До 2 дней Проведение межрегиональных платежей до внедрения системы БЭСП
БЭСП Централизованная система В режиме реального времени БЭСП Проведение платежей в системе БЭСП
Регламент функционирования системы БЭСП Предварительный сеанс Регулярный сеанс Завершающий сеанс (Новосибирское время)
Операции в системе БЭСП (в разрезе сеансов) Предварительный сеанс Обновление Справочника участников Обновление нормативно- справочной информации Управление участием Установка ликвидности (ПУР) Установка лимитов Завершающий сеанс Процедура сверки и завершения расчетов Комплекс обязательных операционных работ, включая архивирование Регулярный сеанс Прием и обработка ЭПС (регламентные контрольные процедуры), расчет Ведение и управление внутридневной очередью отложенных ЭПС Информационный обмен с участниками Управление ликвидностью (ПУР) Введение (отмена) временного приостановления участия ПУР в системе БЭСП
Участники системы БЭСП Новосибирской области 15 клиентов Банка России в стадии подключения, из них 6 ПУРов. В июле будет подключен ещё 1 ОУР.
Объем платежей, проведенных в Новосибирской области участниками системы БЭСП
Динамика включения клиентов Банка России в систему БЭСП Участники расчетов Кол-во Уд.вес,% Учреждения БР ,5% КО (филиалы) ,2%
Перспективы развития платежной системы Банка России 1. Объединение всех региональных компонент в единую федеральную компоненту платежной системы Банка России (в которой будут реализованы сервисы для несрочных платежей, в том числе с применением многостороннего взаимозачета встречных платежей); 2. Система БЭСП будет дополнена новыми интерфейсами, которые обеспечат взаимодействие : - с федеральной компонентой платежной системой Банка России; - с инфраструктурными организациями финансовых рынков и операторов частных платежных систем; - с системой централизованного управления ликвидностью Банка России; - с информационно-аналитической системой Банка России; - c системой SWIFT. 3. В дальнейшем федеральная компонента платежной системы Банка России и система БЭСП будут консолидированы в единую Систему Расчетов с сохранением всех функциональных интерфейсов и выделением сервиса срочных и несрочных платежей.
Ожидаемые результаты модернизации платежной системы Банка России Реализация концепции развития платежной системы позволит создать надежную, прозрачную, доступную и удобную в использовании платежную систему Банка России, обеспечивающую: повышение эффективности проведения единой государственной денежно-кредитной политики за счет осуществления в режиме реального времени расчетных операций; повышение устойчивости банковской системы Российской Федерации к распространению рисков путем осуществления контроля их возникновения и локализации со стороны Банка России; создание условий, способствующих повышению эффективности функционирования национальных финансовых рынков, в том числе, за счет использования принятых в международной практике надежных механизмов расчетов по заключенным сделкам; расширение возможностей кредитных организаций и их клиентов по использованию расчетных услуг Банка России при сокращении издержек на проведение платежей; предоставление Федеральному казначейству новых возможностей для эффективного решения задач при осуществлении контроля доходной части и управления расходной частью федерального бюджета.
Тел. (3832)