Урок русского языка в 6 классе Учитель: И.Н.Димова МБОУ СОШ 3.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подготовила Лейн Ирина Подготовила Лейн Ирина Троянский конь конь.
Advertisements

«Почему мы так говорим?» праздник фразеологизмов.
Словесные информационные модели. Что такое модель ? Объект – заместитель принято называть Моделью Примеры моделей: 1. Манекен – модель человеческой фигуры.
Урок русского языка в 6 классе Учитель русского языка МОУ ООШ 18 Белоногова Т.Ю.
Внимание ! Итак, не будем бить баклуши. Вы засучите рукава. Заданья приготовьтесь слушать, Чтоб кругом голова не шла.
Free Powerpoint TemplatesPage 1 Изучение фразеологизмов в 6-ом классе.
Почему мы так говорим? Ещё великий М.Ломоносов называл устойчивые сочетания «фразесами», «российскими пословиями», предлагая включать их в словари. Учёные.
Урок-практикум по русскому языку 10 класс Тема: «Лексика и фразеология» Бубнова О.Н. Учитель: Бубнова О.Н.
Фразеологизмы. Отличие фразеологизмов от свободных сочетаний слов. Урок подготовила: Мелешко Анна Петровна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ.
Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.
Ш КОЛА - ГИМНАЗИЯ 17 ИМЕНИ А ТАТЮРКА ОТКРЫТЫЙ УРОК Н А ТЕМУ : Ф РАЗЕОЛОГИЗМЫ П РОВЕЛА : М АННАПОВА Ж.К.
«Час занимательного русского языка». Первый тур «Разминка»
…Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.
ФРАЗЕОЛОГИЯ Урок русского языка в 6 классе Выполнила: учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ24» Перепелкина Юлия Олеговна.
Урок русского языка 3-б класс. Прозвенел сейчас звонок – начинается урок Мы с доски не сводим глаз и учитель учит нас.
Фразеологизмы в загадках и ответах.
Кружок русского языка в 6 классе. "Фразеология - волшебная страна". Автор: Грунина Елена Валентиновна, учитель русского языка и литературы, Ростовская.
«Крылатые слова». Цели урока: 1.познакомить с происхождением, значением фразеологических оборотов; 2.развивать выразительную, логически завершенную речь.
Урок русского языка в 3 классе Выполнила: учитель МОУ СОШ 117 Самарина Наталья Владимировна.
Ознакомление учащихся с понятием фразеологизма как устойчивого сочетания слов. Ознакомление учащихся с понятием фразеологизма как устойчивого сочетания.
Транксрипт:

Урок русского языка в 6 классе Учитель: И.Н.Димова МБОУ СОШ 3

Разминка 1. Лексический диктант 1) Раздел науки, изучающий происхождение и историю слов. 2) Раздел науки о языке, изучающий лексическое значение, употребление и происхождение слов. 3) Раздел науки о языке, в котором слово изучается как часть речи. 4) Раздел науки о языке, в котором изучаются правила написания слов. 5) Научное описание книг, статей, подборка названий книг, статей. 6) Место в зоопарке, где содержатся пресмыкающиеся и земноводные животные. Этимология Лексикология Морфология Орфография Библиография Террариум

2. Синтаксический разбор Задание. Запишите предложение, подчеркните главные члены предложения, составьте схему. Родители поставили на ноги сына, и теперь он уже живёт самостоятельно., и1)2)

Проверка домашнего задания 1.Вопросы. Почему вы в 1-ом ПП подчеркнули как сказуемое сочетание слов? Можно ли в нем опустить или заменить какое-нибудь слово, не изменяя значения этого сочетания слов? Почему? Как называются такие устойчивые, неделимые обороты речи? В каких источниках можно найти значение фразеологизмов? 2. Упражнение 88 (по цепочке).

Фразеологизмы Цели: 1.образовательные: выработать умение самостоятельно применять полученные знания в комплексе; учить распознавать фразеологизмы и понимать их значение; обогатить словарный запас учащихся 2. развивающие: развивать логическое мышление, творческое воображение 3. воспитательные: воспитывать самостоятельность; прививать интерес к изучению мифов Древней Греции

Задание 1. Прочитайте цитаты. Выпишите фразеологизмы. Если бы я попросил ещё сотню жертв, она принесла бы их, не моргнув глазом. Мне всё равно предстоит бессонная ночь, и надо, не откладывая в долгий ящик, продумать до мельчайших подробностей своё поведение. Плотников оттягивал тот момент, когда надо окончательно согласиться и, засучив рукава, ломать устоявшиеся порядки. Мать скрепя сердце покорилась судьбе и заявила, что не поедет провожать Юру в Кохановку. Закупками распорядилась сама Катерина Ивановна с помощью одного жильца…, который бегал весь вчерашний день и всё это утро сломя голову и высунув язык. Он работал не покладая рук… и наконец увидел, что сделано уже много Не моргнув глазом Не откладывая в долгий ящик Засучив рукава Скрепя сердце Сломя голову и высунув язык Не покладая рук

Задание 2. На уроках литературы вы знакомились с мифами Древней Греции. Вспомните и запишите фразеологизмы, вошедшие из них в русский язык, объясните их значение. В этом вам помогут данные иллюстрации. Троянский конь Дамоклов меч Танталовы муки Ящик Пандоры Авгиевы конюшни

Из истории происхождения Дамоклов меч Выражение возникло из древнегреческого предания, рассказанного Цицероном. Дамокл, один из приближенных сиракузского тирана Дионисия Старшего, стал завистливо говорить о нем как о счастливейшем из людей. Дионисий, чтобы проучить завистника, посадил его на свое место. Во время пира Дамокл увидел, что над его головой висит на конском волосе острый меч. Дионисий объяснил, что это символ тех опасностей, которым он, как властитель, постоянно подвергается, несмотря на кажущуюся счастливой жизнь. Отсюда выражение "дамоклов меч" получило значение нависшей, угрожающей опасности. Цицероном. Троянский конь Выражение употребляется в значении: коварные дары, несущие с собой гибель для тех, кто их получает. Возникло из греческих сказаний о Троянской войне. Данайцы (греки), после длительной и безуспешной осады Трои, прибегли к хитрости: они соорудили огромного деревянного коня, оставили его у стен Трои, а сами сделали вид, что уплывают от берегов Трои. Жрец Лаокоон, увидев этого коня и зная хитрости данайцев, воскликнул: "Что бы это ни было, я боюсь данайцев, даже дары приносящих!" Но троянцы, не слушая предостережений Лаокоона и пророчицы Кассандры, втащили коня в город. Ночью данайцы, спрятавшиеся внутри коня, вышли, перебили стражу, открыли городские ворота, впустили вернувшихся на кораблях товарищей и таким образом овладели Троей ("Одиссея" Гомера, "Энеида" Вергилия). Полустишие Вергилия "Боюсь данайцев, даже дары приносящих", цитируемое часто по- латыни ("Timeo Danaos et dona ferentes"), вошло в поговорку. Отсюда же возникло выражение "троянский конь", употребляемое в значении: тайный, коварный замысел; предательство.ГомераВергилия

Из истории происхождения Авгиевы конюшни - синоним грязного места. Принадлежали царю Авгию, которому его отец (Гелиос или Посейдон) подарил неисчислимые стада скота. Не чистились в течение 30 лет. Их очищение было одним из заданий, данных Гераклу царем Эврисфеем. Геракл очистил конюшни, перегородив реку Алфей и направив ее воды на скотный двор Авгия. (6 подвиг Геракла)АвгиюГелиосПосейдонГераклу Алфей

Задание 3. Соотнесите синонимичные фразеологизмы Сложа руки Одним словом Честно говоря Не покладая рук Плечом к плечу Куда глаза глядят Во весь дух Втирать очки Повесить нос Как снег на голову Короче говоря Сломя голову Бок о бок Упасть духом Обводить вокруг пальца Как из-под земли вырос Не шутя Спустя рукава Засучив рукава На все четыре стороны

Задание 4. Из данных идиом составьте антонимичные пары Хоть иголки собирай Заварить кашу По чайной ложке Коломенская верста Чуть свет Повесить нос Жить душа в душу Сидеть сложа руки Ни зги не видно Воспрянуть духом На ночь глядя От горшка два вершка Как кошка с собакой Одним духом Расхлёбывать кашу Не покладая рук

Задание 5. Запишите по одной идиоме, связанной с данными представителями животного мира. Как кошка с собакой Труслив как заяц Когда рак на горе свистнет Кот наплакал Голоден как волк Брать быка за рога

Домашнее задание 1.Упражнение 107 (письменно) 2.Вопросы на с.48 3.Индивидуальное задание: запишите в тетрадь 3 – 5 фразеологизмов, вошедших в русский язык из художественной литературы

Подведение итогов 1.О каком источнике происхождения фразеологизмов вы узнали на данном уроке? 2.Какие фразеологизмы вошли в русский язык из мифов Древней Греции? 3.Что ещё нового вы узнали на сегодняшнем уроке? 4.Что для вас было на уроке интересным?