ОБЗОР ПРАКТИКИ деятельности работодателей электроэнергетики в сфере социально-трудовых отношений 1 (за 2005 год) 1 (за 2005 год)
Отраслевое тарифное соглашение: Важнейший правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений в отрасли. Важнейший правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений в отрасли. Основной отраслевой документ, лежащий в основе коллективно-договорного регулирования и урегулировании социально-трудовых отношений с работниками. Основной отраслевой документ, лежащий в основе коллективно-договорного регулирования и урегулировании социально-трудовых отношений с работниками. Базовый документ, учитывающийся при разработке систем оплаты, мотивации и стимулировании персонала, предоставления льгот, гарантий и компенсации. Базовый документ, учитывающийся при разработке систем оплаты, мотивации и стимулировании персонала, предоставления льгот, гарантий и компенсации.
Как раньше отчитывались? 1. Информация формировалась: ОАО РАО «ЕЭС России» на основе данных, поступивших от ДЗО ОАО РАО "ЕЭС России"; ОАО РАО «ЕЭС России» на основе данных, поступивших от ДЗО ОАО РАО "ЕЭС России"; ВРК «Электропрофсоюз» на основе данных, поступивших от ППО в организациях. ВРК «Электропрофсоюз» на основе данных, поступивших от ППО в организациях. 2. Обобщенная информация самостоятельно направлялась в адрес Минтруда РФ. 3. Отчет не доводился до организаций ДЗО ОАО РАО "ЕЭС России".
Недостатки Отчета предшествующего поколения: 1.Разрозненная информация: работодатели формировали свой отчет, профсоюзы – свой; 2.Двоичная система счисления (ДА/Нет); 3.Отсутствие обратной связи, т.е. обобщенная информация не доводилась до организаций; 4.Отсутствие какой-либо практической ценности для сторон социального партнерства; 5.Отсутствие заинтересованности организаций в Отчете такого рода.
Цели создания Отчета нового поколения: Создание совместного с ВРК «Электропрофсоюз» «Отчета о выполнении условий ОТС» – публичного документа организаций электроэнергетики, способствующего развитию рыночных социально ориентированных взаимоотношений работодателей с работниками и всеми заинтересованными группами. Создание на основе Отчета информативного документа, освещающего организациям – участникам ОТС – «Обзор практики реализации обязательств работодателями в электроэнергетике».
В рамках подготовки настоящего Отчета специалистами Объединения: Разработан новый формат отчета, предполагающий детальное представление информации по исполнению каждого из обязательств, предусмотренных ОТС Разработана электронная анкета, позволяющая организациям значительно упростить порядок представления запрашиваемой информации разработано программное обеспечение для снижения трудоемкости обработки информации, содержащейся в анкетах, и представления ее в обобщенном виде
В процессе подготовки Отчета были выявлены: 1.Заинтересованность организаций в наличии обратной связи. 2.Готовность представить дополнительную информацию для Отчета. 3.Готовность применять обобщенную информацию в практической деятельности организации. 4.Длительная процедура доведения поручения о заполнении Анкеты до исполнителя в организациях. 5.Невнимательность представителей организации при заполнении Анкет. Низкая активность исполнителей при взаимодействии со специалистами Объединения. 6.Необходимость создания информационной базы исполнителей для более оперативного и качественного взаимодействия.
«Отчет о выполнении условий ОТС»: 1.Совместный с профсоюзами информационный документ (впервые в практике социального партнерства отрасли); 2.Содержит наглядную информацию об исполнении каждого пункта обязательств сторон социального партнерства; 3.Содержит обобщенную информацию о практике реализации обязательств сторон социального партнерства, что позволяет организациям позиционировать себя по отношению к другим организациям – участникам ОТС, перенимать их передовой опыт; 4.Предполагает доведение обобщенной аналитической информации до Организаций, принявших в нем участие.
Распространение Отчета о выполнении условий ОТС: Уже направлен: Председателю Правления ОАО РАО «ЕЭС России» Председателю Правления ОАО РАО «ЕЭС России» Членам Правления ОАО РАО «ЕЭС России» Членам Правления ОАО РАО «ЕЭС России» ДУП ОАО РАО «ЕЭС России», Председателю Наблюдательного Совета Объединения РаЭл ДУП ОАО РАО «ЕЭС России», Председателю Наблюдательного Совета Объединения РаЭл Министру здравоохранения и социального развития РФ Министру здравоохранения и социального развития РФ Будет направлен в ближайшее время: В Минпромэнерго России В Минпромэнерго России В ФСТ России В ФСТ России Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на электроэнергию Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на электроэнергию В РСПП В РСПП В Ассоциацию менеджеров В Ассоциацию менеджеров В Институт энергетической политики В Институт энергетической политики Организаторам Всероссийского конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности» Организаторам Всероссийского конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности»
«Обзор Практики деятельности работодателей электроэнергетики в сфере социально трудовых отношений» Является самостоятельным документом и подготовлен на базе Отчета о выполнении условий ОТС. Является самостоятельным документом и подготовлен на базе Отчета о выполнении условий ОТС. Подготовлен без участия Профсоюзной стороны и ориентирован на полномочных представителей работодателей электроэнергетики. Подготовлен без участия Профсоюзной стороны и ориентирован на полномочных представителей работодателей электроэнергетики. Не является публичным документом и распространяется исключительно среди работодателей – участников Обзора. Не является публичным документом и распространяется исключительно среди работодателей – участников Обзора.
Чем отличается Обзор от Отчета? 1.Количеством организаций (в Обзоре – 150, в Отчете – 138) 2.Анализом практики работодателей в применении основных видов доплат и надбавок к заработной плате; 3.Анализом учета регулирующими органами тех или иных доплат и надбавок к заработной плате в процессе установления тарифов на электрическую и тепловую энергию; 4.Анализом востребованности в организациях льгот, гарантий и компенсаций, предусмотренных ОТС. 5.Обзором отклонений среднемесячной номинальной начисленной заработной платы в организациях электроэнергетики от среднемесячной начисленной заработной платы в субъектах Российской Федерации по федеральным округам за 2005 год.
Для чего нам Обзор, если есть Отчет? 1. Чем удобен Отчет, который является публичным информационным документом, подготовленным при участии профсоюзов? а) Способствует проведению согласованных социально ориентированных рыночных подходов в сфере социально-трудовых отношений. б) Дает возможность организациям позиционировать свой уровень СТО и демонстрировать его всем заинтересованным группам (ППО, органам государственной власти различных уровней). в) Дает возможность сторонам социального партнерства сопоставлять уровень развития сотрудничества в организации с общеотраслевым уровнем при проведении коллективных переговоров. 2. Обзор, являясь информационно – аналитическим документом работодателей, удобен: а) Наличием достоверной, актуализированной и обезличенной информации. б) Представленной возможностью оценить практику других работодателей по вопросам: - связанных с наличием трудовых отношений; - защиты тарифов на электрическую и тепловую энергию; - урегулирования взаимоотношений с социальным партнером в организации. в) При формировании инициативной позиции при проведении коллективных переговоров и урегулировании социально-трудовых отношений.
Обзор отклонений среднемесячной номинальной начисленной заработной платы в организациях электроэнергетики от среднемесячной начисленной заработной платы в субъектах Российской Федерации по федеральным округам за 2005 год необходим: Для обеспечения условий оплаты труда, способствующей привлечению и удержанию высококвалифицированного персонала. Для обеспечения условий оплаты труда, способствующей привлечению и удержанию высококвалифицированного персонала. Для формирования адекватной политики в сфере оплаты труда. Для формирования адекватной политики в сфере оплаты труда. Для определения работодателем своего места на рынке труда. Для определения работодателем своего места на рынке труда.
Форма представления информации Для удобства анализа данные были сгруппированные по 7 федеральным округам. Перцениль – это параметр, описывающий определенную долю статистического материала. Например, 10-й перцентиль - это значение (размер отклонения среднемесячной номинальной начисленной заработной платы), расположенное таким образом, что в 90% организаций отклонения среднемесячной номинальной начисленной заработной платы выше данного уровня отклонения. Такая форма представления информации становится все популярнее среди консалтинговых компаний, поскольку позволяет достаточно глубоко и, в тоже время, анонимно отразить те или иные тенденции показателей.
Перспективы дальнейшего развития: 1. «Отчет о выполнении условий ОТС»: Предполагается, что подготовка и подписание публичного Отчета должна ограничиться 1 разом в год. В случае заинтересованности членских организации Объединение может рассмотреть сокращение интервала. Содержание Отчета целиком зависит от перечня обязательств сторон социального партнерства в электроэнергетике, закрепленных в ОТС. 2. «Обзор Практики деятельности работодателей электроэнергетики в сфере социально трудовых отношений»: Предполагается дальнейшее развитие и детализация существующих аналитических направлений Обзора, а также развитием направлений: а) дающих исчерпывающее представление о сложившейся ситуации на местных рынках труда (ныне Обзор отклонений заработных плат); б) содержащих обобщенную информацию по данным, представленным организациями в соответствии с Декларацией об обмене информацией; в) описывающих практику работодателей по внедрению и реализации условий и возможностей «Рекомендаций о едином порядке оплаты труда по тарифным ставкам (должностным окладам) работников электроэнергетики» 2005 года; г) включающих обобщенную информацию по данным, отвечающим критериям публичной социальной отчетности стандарта GRI (G3).