25 апреля 2013 года Роман Чураков, Старший юрист, , ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ПРОЕКТЫ. МИРОВОЙ ОПЫТ И ЕГО ПРИМЕНИМОСТЬ ДЛЯ РОССИИ
2 HERBERT SMITH FREEHILLS МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ГЧП В Ж/Д ОТРАСЛИ – ОБЗОР МОДЕЛЕЙ АнглияИндияФранцияНидерланды Базовый документ SoPC (стандартизиро ванные контракты PFI) Модельное концессионное соглашение Стандартная модель закупок DBFM Standard DoT Основные формы ГЧП PFI (как правило в форме DBFO) СП, BOTDBFM, BOTDBFMO Крупнейшие проекты High Speed 2Western Railway Elevated Corridor, Mumbai GSM-RailHSL-South (2009) Mersey Gateway Project HSL BPL (Le Mans/Rennes) Region Tram Groningen (2012) Crossrail projectODYSSEUM
3 HERBERT SMITH FREEHILLS Англия – плата за доступность. Государство приобретает услугу (а не объекты) и в случае ее ненадлежащего оказания применяет санкции против платы за доступность Индия – плата за доступность или прямой тариф Франция – Концессия – в форме прямого тарифа – DBFM – в форме платы за доступность – Во Франции принято поддерживать проект за счет софинансирования строительства Нидерланды – как правило, прямой тариф с компенсацией (модель минимального гарантированного дохода) МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ГЧП В Ж/Д ОТРАСЛИ – МЕХАНИЗМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ
4 HERBERT SMITH FREEHILLS Европейская экономическая комиссия ООН рекомендует для ж/д отрасли – DBFM (проектировать, строить, финансировать и обслуживать), а также контракты жизненного цикла как самые часто используемые модели ГЧП – Плату за доступность как наиболее востребованный финансовый механизм – Юридическую и финансовую проработку проектов ГЧП до их начала, включая такие механизмы как VGF (Viability Gap Finding) и VFM (Value for Money Analysis) Наибольшее число ж/д проектов реализовано в Англии. Хотя первый опыт ГЧП был неудачным, работа над ошибками позволила реализовать многие проекты, гарантируя публичному партнеру рассрочку платежей и высокое качество услуг МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ГЧП В Ж/Д ОТРАСЛИ – ВЫВОДЫ
5 HERBERT SMITH FREEHILLS Успешные примеры: Западный Скоростной Диаметр, Пулково Стратегический приоритет проекта Транспортной стратегии РФ на период до 2030 года – использование механизмов ГЧП Развитие механизмов ГЧП предусматривается по следующим направлениям: – контракты жизненного цикла – концессионные соглашения в сфере транспорта – инвестиционные соглашения, предусматривающие последующий выкуп государством, совместное инвестирование, соинвестирование через совместную компанию Предусмотрено создание специализированного государственного органа по обеспечению ГЧП в области транспорта ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ГЧП В РОССИИ
6 HERBERT SMITH FREEHILLS Земельные вопросы Бюджетирование платежей, предусмотренных соглашением о ГЧП Тарифное регулирование Вопросы, связанные с проведением конкурсов в отношении проектов ГЧП ВСЕ ВОПРОСЫ РАЗРЕШИМЫ В РАМКАХ СУЩЕСТВУЮЩЕГО ПРАВОВОГО ПОЛЯ ПРИ НАЛИЧИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВОЛИ СО СТОРОНЫ ПУБЛИЧНОГО СЕКТОРА ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ГЧП ПРОЕКТОВ СЕГОДНЯ
7 HERBERT SMITH FREEHILLS Непонимание преимуществ ГЧП: – Возможность реализации значимого проекта в условиях ограниченности бюджетных средств – Мотивация инвестора в качественном строительстве – Положительное влияние на оценку эффективности работы должностных лиц Боязнь инновационных подходов в развитии инфраструктуры Политические мотивы ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ГЧП ПРОЕКТОВ СЕГОДНЯ
8 HERBERT SMITH FREEHILLS Региональные законы о ГЧП приняты в 67 субъектах РФ 13 марта 2013 года Правительством РФ внесен в Госдуму РФ проект федерального закона о ГЧП Проект федерального закона решает ряд проблем неконцессионных проектов ГЧП: – Прямо разрешает проекты, основанные на частной собственности – Решает вопросы предоставления земельных участков – Отграничивает проекты ГЧП от гос. заказа – Разрешает участие на стороне публичного партнера нескольких субъектов – Закон в целом оставляет значительную свободу для структурирования ГЧП-проектов РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ГЧП
9 HERBERT SMITH FREEHILLS В то же время проект закона содержит и некоторые недостатки, работа над исправлением которых ведется с участием нашей фирмы: – Не распространяется на отношения, связанные с реализацией проектов ГЧП, частично финансируемых за счет государственных инвестиционных фондов – Не решается проблема с бюджетированием платежей по ГЧП соглашению – Не решается ряд вопросов, связанных с применением Закона о приватизации, Закона об оценочной деятельности, Закона об унитарных предприятиях и проч. РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ГЧП