Российская экономика Весна, 2009 г. Екатеринбург
I. Глобальный кризис с наихудшими последствиями со времен II Мировой войны С ноября 2008 наблюдается стремительное падение глобального спроса, выпуска, торговли, производства промышленной продукции (особенно обрабатывающих производств), потоков капитала по всему миру. В высокой степени синхронизированный, глобальный кризис. Тенденции продолжаются в начале 2009.
Приток капитала в развивающиеся страны сокращается, цены на нефть, по всей вероятности, останутся низкими
Почему влияние на экономику России было таким сильным? Зависимость экономики от: –цен на нефть –притока капиталов –внешних заимствований, осуществляемых банками и предприятиями Небольшой сектор малых и средних предприятий Недиверсифицированная экономика Низкая конкурентоспособность Неожиданно резкое сокращение мирового спроса
Повсеместное замедление темпов роста, затем глубокая рецессия в 2009 Как в торгуемых, так и в неторгуемых секторах ускорилось замедление в 4 квартале. Промышленность и обрабатывающие производства испытали резкое падение в последние месяцы 2008 года. Резкое ухудшение в начале –Строительство: -18.8% (январь-февраль 2009) –Транспорт: -18.2% (январь-февраль 2009) –Розничная торговля: +3.1% в январе, однако -2.4% в феврале 2009 –Обрабатывающие производства:-24.1% в январе 2009, % в феврале. В феврале наиболее значительный спад производства был зарегистрирован в производстве электрообордуования (-46,6%), производстве прочих неметаллических минеральных продуктов (-33.3%), производстве транспортных средств (-31%).
Платежный баланс – ослабление на фоне резкого ухудшения условий внешнеий торговли и оттока капитала
Денежно-кредитная и валютная политика - стремление сдерживать влияние кризиса
Сравнение кризисов в России в и в
Прогноз для России,
Некоторые характеристики бюджетной поддержки предприятий Значительный акцент на сокращение налогов Ограниченные расходы на инфраструктуру Ограниченная поддержка средних и малых предприятий Ограниченные интервенции на рынке труда Потенциальная поддержка «стратегических предприятий»
III. ОТВЕТНЫЕ МЕРЫ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ первоначально поддержка оказывалась банкам и предприятиям
Бюджетная поддержка финансового сектора
Поддержка реального сектора экономики––использование прямой поддержки и сокращение налогового бремени
Сравнение бюджетных мер стимулриования экономики, предпринимаемых в России, и мер, предпринимаемых странами «группы двадцати» Источник: Данные МВФ по странам «группы двадцати» за исключением России (по мерам, объявленным на конец января). В расчет не включены (i) внебалансовые операции, (ii) ранее запланированные меры, (iii) меры поддержки банковского сектора. Плановые показатели по расходам на 2010 год отсутствуют для России, Аргентины, Индии, Мексики и Южной Африки. Рис. 1. Оценка объема бюджетных мер стимулирования экономики в странах «группы двадцати». Рис. 2. Оценка объема бюджетных мер стимулирования экономики и снижения экономического роста в странах «группы двадцати»
Социальные последствия кризиса – стремительное распространение Рис Прогноз сокращения занятости в России в 2009 году
Прогноз численности бедного населения до и после кризиса (млн человек),
Возможные антикризсные меры в будущем Корректировка бюджетной политики––поддержка домохозяйств, инфраструктуры, и малых и средних предприятий Дополнительный пакет мер должен быть: –Доступными, учитывая сжимающиеся бюджетные возможности. –Экономически эффективными в снижении уровня бедности –Позволяющими увеличивать расходы в рамках программ путем простых и осуществимых изменений параметров –Соотносимыми с уровнем и структурой существующих программ социальной защиты в России
Дополнительный социальный пакет должен быть наиболее эффективен в снижении бедности Рис. 2.6 Воздействие на снижение уровня бедности для данного уровня повышения расходов в рамках программы
Что еще? Дополнительная умеренная поддержка наиболее важных инфраструктурных проектов, а также малых и средних предприятий Поддержка восстановления экономики и среднесрочного роста (0.5% ВВП): –наиболее важная инфраструктура –малые и средние предприятия –В ЦЕЛОМ, мы предлагаем в краткосрочной перспективе: Пакет социальной поддержки (1% ВВП) Инфраструктура, малые и средние предприятия (0.5% ВВП) –в период с апреля 2009 по апрель –поможет уменьшить отрицательное влияние кризиса на социальную сферу и подготовить экономику для более устойчивого восстановления в будущем.
Назад в будущее: ускорение структурных реформ Даже в период кризиса долгосрочные долгосрочные структурные реформы не должны быть забыты. Эти реформы критически важны для долгосрочного роста. Более конкурентная международная деловая среда и меньшая доступность ресурсов после кризиса. –модернизация банковского сектора –административаная реформа и реморма гос. управления –улучшение инвестиционного климата –соврешенствование регулирования инфраструктуры –программа вступления в ВТО –улучшение эффективности и адресности программ социальной помощи
Thank you!