Программа развития ОУ Халудорова Л.Е., к.п.н., доцент
Программа развития школы – это: основное средство системного управления развитием ОУ; нормативная модель инновационного процесса, определяющая исходное состояние школы, образ желаемого будущего, состав и структура действий по переходу от настоящего к будущему;
Программа развития школы – это: документ, отражающий системные, целостные изменения в ОУ (инновационный режим), сопровождающиеся программно-целевым управлением. Обеспечивает новое качественное состояние образовательной системе; модель желаемого инновационного процесса.
Логика выстраивания программы 1. Констатация существующего положения дел 2. Определение желаемого будущего 3. Определение стратегии и тактики изменений
Требования к разработке программы Актуальность: ориентированность на решение наиболее значимых для будущего школы проблем, т.е. решение проблем, в результате которого можно получить полезный эффект Прогностичность: отражение в своих целях и планируемых действиях не только сегодняшние, но и будущие требования к школе и изменения в условиях ее деятельности
Требования к разработке программы Рациональность: определение таких целей и способов их достижения, которые для данного комплекса решаемых проблем при имеющихся ресурсах позволяют получить максимально полезный результат
Требования к разработке программы Реалистичность: обеспечение соответствия между желаемым и возможным, т.е. между планируемыми целями и необходимыми для их достижения средствами Целостность: обеспечение полноты состава действий, необходимых для достижения поставленных целей, а также согласованность связей между ними
Требования к разработке программы Контролируемость: определение конечных и промежуточных целей (ожидаемых результатов), т.е. определение их таким образом, чтобы существовал способ проверки реально полученных результатов на их соответствие целям
Требования к разработке программы Чувствительность к сбоям: своевременное обнаружение отклонения реального положения дел от предусмотренного программой, представляющих угрозы для достижения поставленных целей.
Из примерного Положения об организации и проведении конкурса на замещение вакантной должности руководителя ОУ Программа развития ОУ Кандидата на должность руководителя ОУ 1. Информационно-аналитическая справка об ОУ (текущее состояние) 2. Цель и задачи Программы (образ будущего состояния ОУ)
Из примерного Положения об организации и проведении конкурса на замещение вакантной должности руководителя ОУ 3. Описание ожидаемых результатов реализации Программы, их количественные и качественные показатели 4. План-график программных мер, действий, мероприятий, обеспечивающих развитие ОУ с учетом их ресурсного обеспечения 5. Приложения (при необходимости)
Критерии оценивания Программ Кандидатов Актуальность (нацеленность на решение ключевых проблем развития ОУ) Прогностичность (ориентация на удовлетворение «завтрашнего» социального заказа на образование и управление школой и учет изменений социальной ситуации)
Критерии оценивания Программ Кандидатов Эффективность (нацеленность на максимально возможные результаты при рациональном использовании имеющихся ресурсов) Полнота и целостность Программы (наличие системного образа школы, образовательного процесса, отображение в комплексе всех направлений развития)
Критерии оценивания Программ Кандидатов Проработанность (подробная и детальная проработка всех шагов деятельности по Программе) Управляемость (разработанный механизм управленческого сопровождения реализации Программы) Контролируемость (наличие максимально возможного набора индикативных показателей)
Критерии оценивания Программ Кандидатов Социальная открытость (наличие механизмов информирования участников работы и социальных партнеров) Культура оформления Программы (единство содержания и внешней формы Программы, использование современных технических средств)