Переходный период и условия реализации политики социального обеспечения Вердон Стейнс
12/9/2013 Staines: Transition & Safety Nets2 План Аспекты переходного периода в Восточной Европе и Центральной Азии Как осуществлялся переход Изменения, вызванные переходным периодом Предполагаемые условия реализации политики социального обеспечения
12/9/2013 Staines: Transition & Safety Nets3 Основные темы Процесс - один, подходов - два. Бедность и неравенство выросли, часто - значительно. Системы социального обеспечения и рост дополняют, а не подменяют друг друга. Рыночные системы создают для семей новые риски и ситуации неопределённости. Проблемы у систем социального обеспечения возникают в связи с необходимостью выбирать между многочисленными целями; требуются непростые решения, присутствуют ограничения по ресурсам, недостаточный административный потенциал, информационные издержки, необходимость координации разных программ и подверженность коррупции.
12/9/2013 Staines: Transition & Safety Nets4 Аспекты переходного периода Экономический : –От экономики централизованного планирования – к рыночной ; Политический : –Новый тип отношений между государством и гражданами ; –Политическая экономия: кто выиграл, кто проиграл? Географический : новые границы, новые соседи ; Социальный : Из-за новых рисков приходится пересматривать прежние подходы Функциональные системы : –Новый механизм государственного управления и новые функции на национальном/ региональном/ местном уровнях
12/9/2013 Staines: Transition & Safety Nets5 КАК ОСУЩЕСТВЛЯЛСЯ ПЕРЕХОД Графики и таблицы
12/9/2013 Staines: Transition & Safety Nets6 Как осуществлялся переход 1: Две группы стран избрали разные пути Группа ЦЮБ –Балтия + страны Центральной и Юго- восточной Европы Группа СНГ: –Содружество независимых государств
12/9/2013 Staines: Transition & Safety Nets7 Как осуществлялся переход 2: Изменения реального выпуска (ВВП),
12/9/2013 Staines: Transition & Safety Nets8 Как осуществлялся переход 3: Темпы роста выпуска (реальный ВВП),
12/9/2013 Staines: Transition & Safety Nets9 Как осуществлялся переход 4: Спад в переходный период в странах ЦЮБ
12/9/2013 Staines: Transition & Safety Nets10 Как осуществлялся переход 5: Спад в переходный период в странах СНГ
12/9/2013 Staines: Transition & Safety Nets11 Как осуществлялся переход 6: Сокращение промышленности – рост услуг
12/9/2013 Staines: Transition & Safety Nets12 Как осуществлялся переход 7: Частные предприятия обогнали государственный сектор
12/9/2013 Staines: Transition & Safety Nets13 Как осуществлялся переход 8: В странах, где более динамично проводили реформы, экспорт рос быстрее, и шёл в развитые страны
12/9/2013 Staines: Transition & Safety Nets14 Как осуществлялся переход 9: В странах, где более динамично проводили реформы, экспорт рос быстрее, и шёл в развитые страны
12/9/2013 Staines: Transition & Safety Nets15 Как осуществлялся переход 10: Иностранные инвестиции шли в основном в ЦЮБ и страны, богатые энергоносителями
12/9/2013 Staines: Transition & Safety Nets16 Как осуществлялся переход 11: Pезко возросла бедность
12/9/2013 Staines: Transition & Safety Nets17 Как осуществлялся переход 12: Согласно оценкам, в конце 1990-х годов половина детей в России жили в бедности
12/9/2013 Staines: Transition & Safety Nets18 Как осуществлялся переход 13: Также резко возросло неравенство
12/9/2013 Staines: Transition & Safety Nets19 Аспекты переходного периода: некоторые выводы Отражают ли 2 подхода различия в политической экономии? –Гипотеза: Чиновники, олигархи и потенциальные новые участники рынка преследуют разные интересы. Если первые, две группы совместно будут блокировать возможности для новых потенциальных участников рынка перенацелить экономические ресурсы на новые предприятия, реформа может забуксовать. –Можно ли этим объяснить расхождения между процессами, наблюдаемыми в ЦЮБ и СНГ? Две проблемы для государственного управления: –В Балтии и всех странах СНГ (за исключением Российской Федерации) с началом переходного периода пришлось срочно создавать новые министерства. –Необходимы новые отношения между министерством финансов и отраслевыми министерствами, для которых был бы характерен творческий конфликт и взаимное уважение.
12/9/2013 Staines: Transition & Safety Nets20 Задачи, поставленные переходным периодом Новые экономические, политические и социальные структуры и т.д. –В основном сегодня их рассматривать не будем. Новые риски и неопределённость в рыночной системе: –Временные (цикличные) экономические спады. –Потеря и поиск работы, низкий доход, выход на пенсию, болезнь, жильё, пересмотр дотируемых цен, миграция; –Неравенство может быть функциональным и служить источником стимулов. Новые общественные отношения между государством и гражданином. Необходима новая концептуальная база для социальной политики. Новые приоритеты результативного и эффективного использования ресурсов. Новые административные системы для реализации этой базы.
12/9/2013 Staines: Transition & Safety Nets21 Прежние общественные отношения между гражданином и государством Работали там, где указано Жили там, где расположена работа Поведение соответствовало принятым нормам Работа была гарантирована Получали низкую заработную плату + льготы Потребительские цены в значительной мере дотировались Бесплатные услуги (здравоохранение, образование, жильё и т.д.) для членов семьи) Денежное содержание после выхода на пенсию, при болезни и т.д..
12/9/2013 Staines: Transition & Safety Nets22 Какими будут новые общественные отношения между гражданином и государством? Стабильные макроэкономические условия + экономический рост Роль государства (налоги / ВВП)? Цены устанавливаются рынком? Размер заработной платы отражает ситуацию на рынке? Кто финансирует, регулирует и предоставляет здравоохранение, образование и другие услуги? Социальное страхование с уплатой взносов? Программы социального обеспечения для бедных и уязвимых слоёв населения? В какой степени регулируется рынок труда?
12/9/2013 Staines: Transition & Safety Nets23 Системы социального обеспечения и переход к рынку Риски: цикличность экономической конъюнктуры, риски для семей (напр., смерть, потеря трудоспособности, потеря работы, выход на пенсию), общий риск низкого дохода. Три типа программ социальной защиты: –Программы на рынке труда, программы страхования и социальной помощи Социальная помощь и связанные с нею программы Почему трудно вырабатывать стратегию социального обеспечения? Пусть этот курс поможет вам лучше разобраться в вариантах, которыми может воспользоваться Российская Федерация!