Умняшова И.Б. Кандидат психологических наук Заведующая лаборатории МГППУ
Причины появления школьной дезадаптации психические факторы нейросоматические факторы социальные факторы
Факторы, влияющие на появление школьной дезадаптации Особенности восприятия (модальность) Особенности темперамента Леворукость Повышенная тревожность Повышенная агрессивность Депрессивность Жестокое обращение с ребенком, Семейные проблемы
Особенности восприятия (модальность) Визуальное восприятие Аудиальное восприятие Кинеститическое восприятие Смешанный тип восприятия
Особенности темперамента Энергетические характеристики темперамента: реактивность и активность Временные характеристики: скорость реакции, темп, подвижность Возрастные особенности темперамента: -слабая выносимость и быстрая утомляемость - Преобладание процессов торможения - - высокая возбудимость, импульсивность Крайние черты темперамента: - Гипервозбудимость - заторможенность - Психомоторная нестабильность
Леворукость Запоздание в развитии пневмотических звуков (снижена способность к развитию чтения) Нарушение пространственных и временных ориентиров Трудности переключения деятельности Сложности выполнения нескольких деятельностей одновременно Произвольность становления психологических функций Выраженность развития образного мышления
Повышенная тревожность Проявления тревоги: - Физиологический уровень - Поведенческий уровень - Субъективный уровень Виды тревожности: - Самооценочная - Межличностная - Школьная - Ситуативная - Магическая
Повышенная агрессивность Компоненты агрессии: - Познавательный - Эмоциональный - Волевой Виды агрессии: - вербальная - поведенческая - косвенная Формы проявления агрессии: открытая, скрытая, перенесенная
Депрессивность Критерии на поведенческом уровне: - Снижение интересов - Раздражительность - Резкое изменение массы тела - Бессонница - Психомоторная заторможенность или возбудимость - Невнимательность к внешнему виду Критерии на субъективном уровне: - Чувство усталости - Ощущение собственной никчемности