ДИАЛЕКТИКА И ЕЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ Диалектика и метафизика как методы научного познания. Основные принципы диалектики. Диалектика и метафизика как методы научного познания. Основные принципы диалектики. Законы диалектики, их мировоззренческое, методологическое и практическое значение. Законы диалектики, их мировоззренческое, методологическое и практическое значение. Категории диалектики, их мировоззренческое, методологическое и практическое значение. Категории диалектики, их мировоззренческое, методологическое и практическое значение.
Диалектика От греч. – искусство вести беседу, спор, - это учение о наиболее общих закономерных связях в становлении, развитии бытия, От греч. – искусство вести беседу, спор, - это учение о наиболее общих закономерных связях в становлении, развитии бытия, и основанный на этом метод творческого познания, мышления. и основанный на этом метод творческого познания, мышления.
Виды диалектики: Объективная диалектика – развитие бытия, объекта и объективного мира (диалектика природы); Объективная диалектика – развитие бытия, объекта и объективного мира (диалектика природы); Субъективная диалектика – развитие познания, мышления (диалектика духа). Субъективная диалектика – развитие познания, мышления (диалектика духа).
Объективная диалектика – развитие бытия, объекта и объективного мира (диалектика природы); Объективная диалектика – развитие бытия, объекта и объективного мира (диалектика природы); Субъективная диалектика – развитие познания, мышления (диалектика духа). Субъективная диалектика – развитие познания, мышления (диалектика духа).
Метафизика – это такое понимание мира и такой способ мышления, при котором рассматриваются взаимосвязи и взаимодействия явлений и предметов, а процесс развития объясняется как количественное увеличение или уменьшение объектов, без их качественного изменения. это такое понимание мира и такой способ мышления, при котором рассматриваются взаимосвязи и взаимодействия явлений и предметов, а процесс развития объясняется как количественное увеличение или уменьшение объектов, без их качественного изменения.
Диалектика является таким способом понимания мира, при котором действительность осмысливается как такая, которая находится в постоянном изменении, взаимосвязях и взаимообусловленности. является таким способом понимания мира, при котором действительность осмысливается как такая, которая находится в постоянном изменении, взаимосвязях и взаимообусловленности.
Мыслить диалектически значит: рассматривать явления и процессы в их целостности и во взаимосвязях с другими явлениями, в единстве противоположных сторон, в постоянном развитии. Мыслить диалектически значит: рассматривать явления и процессы в их целостности и во взаимосвязях с другими явлениями, в единстве противоположных сторон, в постоянном развитии. Диалектика является теорией не любых изменений, не всякого движения, а лишь одной формы изменений – развития. Диалектика является теорией не любых изменений, не всякого движения, а лишь одной формы изменений – развития.
Развитие – это такое направленное и закономерное изменение материальных и духовных объектов, в результате которого возникает новое состояние объекта. Развитие есть лишь там, где происходят качественные изменения. это такое направленное и закономерное изменение материальных и духовных объектов, в результате которого возникает новое состояние объекта. Развитие есть лишь там, где происходят качественные изменения.
История развития диалектики имеет свою структуру: Первой исторической формой диалектики была стихийная диалектика античной философии. Первой исторической формой диалектики была стихийная диалектика античной философии. Второй исторической формой диалектики была идеалистическая диалектика немецкой классической философии. Наиболее систематически она была изложена в произведениях Гегеля. Второй исторической формой диалектики была идеалистическая диалектика немецкой классической философии. Наиболее систематически она была изложена в произведениях Гегеля. Третьей формой диалектики является материалистическая диалектика XIX – XX ст. Третьей формой диалектики является материалистическая диалектика XIX – XX ст.
В Античности Мир представляли как Космос, который вечно развивается. Гераклит утверждал, что борьба является отцом всего и всему царь. Сократ и Платон доказали,что истина рождается в споре, когда сталкиваются противоположные точки зрения, истина это не готовый результат, а процесс познания мира и человека.
В средневековой религиозной философии Источником развития мира был дух и душа. Мир создан Богом, и он является постоянным источником его развития. Источником развития мира был дух и душа. Мир создан Богом, и он является постоянным источником его развития.
В философии Нового времени и в эпоху Просветительства доминировало развитие механического движения, как основного источника жизни и развития. доминировало развитие механического движения, как основного источника жизни и развития.
В немецкой классической философии Причиной развития мира была идея абсолютного духа Причиной развития мира была идея абсолютного духа
В XIX – XX ст. Происходит развитие-синтез диалектики духа (Гегеля) и диалектики природы (Маркса) Происходит развитие-синтез диалектики духа (Гегеля) и диалектики природы (Маркса)
Диалектика является теоретической системой и включает у себя принципы, законы и категории. Диалектика является теоретической системой и включает у себя принципы, законы и категории.
Принципы – это общие и универсальные идеи, установки, критерии, которые определяют смысл и роль всех элементов в системе. Принципы диалектики придают содержание, характер единственного целого, превращая законы и категории в единственную систему это общие и универсальные идеи, установки, критерии, которые определяют смысл и роль всех элементов в системе. Принципы диалектики придают содержание, характер единственного целого, превращая законы и категории в единственную систему
Принцип связи Зависимость явления от других явлений в каком-то отношении выражает понятие связь. Это могут быть связи в пространственно-временном отношении, причинно- следственные отношения, генетические, существенные и несущественные, внутренние и внешние. Зависимость явления от других явлений в каком-то отношении выражает понятие связь. Это могут быть связи в пространственно-временном отношении, причинно- следственные отношения, генетические, существенные и несущественные, внутренние и внешние.
Принципу развития свойственны следующие черты: 1) определенная направленность, движение от более низкого к более высокому; 1) определенная направленность, движение от более низкого к более высокому; 2) осложнение, переход от простого к сложному; 2) осложнение, переход от простого к сложному; 3) обновление, возникновение нового качества; 3) обновление, возникновение нового качества; 4) наследственность; 4) наследственность; 5) необратимость. 5) необратимость.
Закон – это понятие, которое отражает необходимое, существенное, стойкое и повторяемое отношение между материальными предметами и духовными феноменами. это понятие, которое отражает необходимое, существенное, стойкое и повторяемое отношение между материальными предметами и духовными феноменами.
Выделяют три основных закона диалектики: закон единства и борьбы противоположностей закон единства и борьбы противоположностей закон взаимного перехода количественных изменений в качественные закон взаимного перехода количественных изменений в качественные закон отрицания отрицания. закон отрицания отрицания.
Закон единства и борьбы противоположностей каждому предмету и явлению свойственны внутренние противоположности, которые находятся в единстве и взаимодействии, борьбе между собой. Источником самодвижения и саморазвития является взаимопереход внутренних противоположностей. каждому предмету и явлению свойственны внутренние противоположности, которые находятся в единстве и взаимодействии, борьбе между собой. Источником самодвижения и саморазвития является взаимопереход внутренних противоположностей.
Тождественность – характеризуется совпадением, равновесием сторон, сил, свойств и тенденций этого отношения. характеризуется совпадением, равновесием сторон, сил, свойств и тенденций этого отношения.
Отличие – такой вид отношения вещи к самой себе и к другим, который характеризуется несовпадением сторон и тенденций этого отношения. такой вид отношения вещи к самой себе и к другим, который характеризуется несовпадением сторон и тенденций этого отношения.
Противоречия, которые раскрывают взаимоотношения между противоположностями внутри предметов и явлений, называются внутренними. Противоречия, которые раскрывают взаимоотношения между противоположностями внутри предметов и явлений, называются внутренними. Противоречия, которые существуют между предметами и явлениями называют внешними. Противоречия, которые существуют между предметами и явлениями называют внешними.
Николай Амосов утверждал: болезнь не ограничивается лишь развитием, в таком случае все болезни были бы смертельными. Следовательно, болезни свойственные две противоположные тенденции: разрушения, связаные с избыточным раздражителем, и возобновления под действием защитных сил организма. болезнь не ограничивается лишь развитием, в таком случае все болезни были бы смертельными. Следовательно, болезни свойственные две противоположные тенденции: разрушения, связаные с избыточным раздражителем, и возобновления под действием защитных сил организма.
Закон взаємоперехода количественных изменений в качественные накопление количественных изменений в состоянии любого объекта закономерно приводит к его скачкообразному качественному изменению, а новое качество, которое возникло, делает, в свою очередь, обратное влияние на ход соответствующих количественных изменений. накопление количественных изменений в состоянии любого объекта закономерно приводит к его скачкообразному качественному изменению, а новое качество, которое возникло, делает, в свою очередь, обратное влияние на ход соответствующих количественных изменений.
Содержание и суть закона необходимо раскрыть через анализ его основных категорий: «качество», «количество», «мера», «прыжок», «постепенность». Содержание и суть закона необходимо раскрыть через анализ его основных категорий: «качество», «количество», «мера», «прыжок», «постепенность».
Качество отражает такие характеристики, как относительное постоянство вещи, его структурность, целостность, внутренняя определенность. Качество, как внутренняя определенность вещи, проявляется через свойства. отражает такие характеристики, как относительное постоянство вещи, его структурность, целостность, внутренняя определенность. Качество, как внутренняя определенность вещи, проявляется через свойства.
Количество отображает интенсивность проявления любого качества, а также определяется как совокупность свойств, которые указывают на размеры вещи, ее величину. отображает интенсивность проявления любого качества, а также определяется как совокупность свойств, которые указывают на размеры вещи, ее величину.
Мера – это единство качественной и количественной определенности, некоторый интервал, в пределах которого вещь хранит свою качественную определенность, несмотря на постоянные количественные изменения. это единство качественной и количественной определенности, некоторый интервал, в пределах которого вещь хранит свою качественную определенность, несмотря на постоянные количественные изменения.
Закон отрицания отрицания Диалектическое отрицание Диалектическое отрицание – это переход от старого качества к новому, за которым определенные стороны, элементы содержания и функции старого качества входят в превращенном виде в содержание нового качества. – это переход от старого качества к новому, за которым определенные стороны, элементы содержания и функции старого качества входят в превращенном виде в содержание нового качества.
Диалектическое отрицание включает в себя следующие моменты: 1) отбрасывание, разрушение наиболее консервативных элементов в старом качестве, которые препятствуют формированию нового; 1) отбрасывание, разрушение наиболее консервативных элементов в старом качестве, которые препятствуют формированию нового; 2) старое качество полностью не уничтожается, из его природы сохраняется все ценное, существенное, то, которое способно обеспечить последующее развитие нового качества; 2) старое качество полностью не уничтожается, из его природы сохраняется все ценное, существенное, то, которое способно обеспечить последующее развитие нового качества; 3) с развитием нового все элементы старого качества включаются в новое. 3) с развитием нового все элементы старого качества включаются в новое.
Метафизическое отрицание акцентирует основное внимание на моменте исчезновения старого и практически игнорирует процессы сохранения и создания нового. Вследствие этого метафизическое отрицание выходит из того, что отрицать значит отбросить, уничтожить. акцентирует основное внимание на моменте исчезновения старого и практически игнорирует процессы сохранения и создания нового. Вследствие этого метафизическое отрицание выходит из того, что отрицать значит отбросить, уничтожить.
Категории диалектики. наиболее общие понятия, которые раскрывают общие, существенные стороны и моменты объективной связи и развития, а также познания, которые не фиксируются законами диалектики. наиболее общие понятия, которые раскрывают общие, существенные стороны и моменты объективной связи и развития, а также познания, которые не фиксируются законами диалектики.
Причина – следствие. Причина – Причина – это такая связь явлений, в которой действия одного явления (причины) при наличии определенных условий с необходимостью порождает другое явление (следствие). это такая связь явлений, в которой действия одного явления (причины) при наличии определенных условий с необходимостью порождает другое явление (следствие).
Причине свойственны такие черты: 1) она всегда во времени предшествует следствию; 1) она всегда во времени предшествует следствию; 2) носит активный характер; 2) носит активный характер; 3) необходимая, потому что всегда вызывает следствие; 3) необходимая, потому что всегда вызывает следствие;
Причина порождает следствие своим активным действием, но и следствие не является пассивным: оно активно действует на причину, изменяя ее. Причина порождает следствие своим активным действием, но и следствие не является пассивным: оно активно действует на причину, изменяя ее. Среда формирующе влияет на организм, а организм, в свою очередь, изменяет среду. Среда формирующе влияет на организм, а организм, в свою очередь, изменяет среду.
Необходимость – случайность. Необходимость – это то, что обязательно должено происходить при данных условиях. Необходимость – это то, что обязательно должено происходить при данных условиях. Случайность – это такая связь явлений, которая предопределена действием внешних причин. Случайность – это такая связь явлений, которая предопределена действием внешних причин.
Пример взаимосвязи необходимости и случайности Павлов случайно заметил как у собаки при появлении человека, который принес еду, выделилась слюна, и он начал изучать высшую нервную деятельность на основе физиологичных процессов. Антоне Левенгук, который занимался шлифованием стекла, случайно направил свою линзу на каплю чистой прозрачной воды, которая только что упала с тучи и увидел микроорганизмы. Так был созданный микроскоп. Павлов случайно заметил как у собаки при появлении человека, который принес еду, выделилась слюна, и он начал изучать высшую нервную деятельность на основе физиологичных процессов. Антоне Левенгук, который занимался шлифованием стекла, случайно направил свою линзу на каплю чистой прозрачной воды, которая только что упала с тучи и увидел микроорганизмы. Так был созданный микроскоп.
Возможность – действительность. Возможность – это такие явления, которые еще не осуществились, но осуществление которых выплывает из внутренних законов развития явлений. Возможность – это такие явления, которые еще не осуществились, но осуществление которых выплывает из внутренних законов развития явлений. Действительность - это реализованная возможность. Действительность - это реализованная возможность. Для превращения возможности в действительность нужны определенные условия и субъективные факторы. Для превращения возможности в действительность нужны определенные условия и субъективные факторы.
Примеры перехода возможности в действительность. От искусства врача и поведения больного зависит превращение возможности в действительность. От искусства врача и поведения больного зависит превращение возможности в действительность. Циолковский мог только мечтать о космических полетах. Тогда это была абстрактная возможность. С развитием науки и техники она превратилась в действительность. Циолковский мог только мечтать о космических полетах. Тогда это была абстрактная возможность. С развитием науки и техники она превратилась в действительность.
Единичное и общее. Единичное может возникать случайно, может возникнуть, а может и не возникнуть. Один человек мог не встретиться с другим человеком, который болен гриппом и, таким образом, мог и не заболеть. А общее возникает по необходимости, закономерности. Оно всегда оказывается в данных условиях именно так, а не иначе. Если вирус гриппа попадает на слизистую оболочку, он вызывает заболевание гриппом. Поэтому единичное и общее взаимно исключают, отрицают друг друга. Единичное может возникать случайно, может возникнуть, а может и не возникнуть. Один человек мог не встретиться с другим человеком, который болен гриппом и, таким образом, мог и не заболеть. А общее возникает по необходимости, закономерности. Оно всегда оказывается в данных условиях именно так, а не иначе. Если вирус гриппа попадает на слизистую оболочку, он вызывает заболевание гриппом. Поэтому единичное и общее взаимно исключают, отрицают друг друга.
Содержание – форма. Содержание – это совокупность элементов и процессов, из которых состоят предметы и явления. Содержание – это совокупность элементов и процессов, из которых состоят предметы и явления. Форма – организация, структура содержания. Форма – организация, структура содержания.
Спасибо за внимание Спасибо за внимание