Развитие творческого потенциала младших школьников в художественно- творческой деятельности «Ужасно обладать всеми знаниями мира, но потерять самого себя» Д. Дьюи Д. Дьюи
Один из ведущих принципов государственной политики в области образования – Один из ведущих принципов государственной политики в области образования – «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности» (Закон РФ «Об образовании») «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности» (Закон РФ «Об образовании»)
Востребованные качества: Ответственность Ответственность Инициативность Инициативность Самостоятельность Самостоятельность Активность Активность Мобильность Мобильность Способность к рефлексии Способность к рефлексии
Парадигмы Когнитивная Гуманистическая Итог: нарушение баланса между интеллектуальным и мотивационно- потребностным развитием Итог: нарушение баланса между интеллектуальным и мотивационно- потребностным развитием
Выход – в интеграции индивидуально- личностных и социальных нормативов посредством компетентностного подхода Выход – в интеграции индивидуально- личностных и социальных нормативов посредством компетентностного подхода Цель – не информированность ученика, а его умение разрешать проблемы Результат – обладание ключевыми компетентностями, способность к самореализации
Механизм становления востребованных качеств – Механизм становления востребованных качеств – создание условий для формирования позитивной создание условий для формирования позитивной Я-концепции у младших школьников на начальном этапе систематического обучения Я-концепции у младших школьников на начальном этапе систематического обучения
Значимость предметов «развивающего цикла», художественно-творческой деятельности Значимость предметов «развивающего цикла», художественно-творческой деятельности Её содержание в большей степени выступает средством осмысления учеником себя, а его собственная личность является инструментом познания мира с помощью музыки, цвета, движения тела и работы рук. Её содержание в большей степени выступает средством осмысления учеником себя, а его собственная личность является инструментом познания мира с помощью музыки, цвета, движения тела и работы рук.
Музыкально-творческая деятельность: Музыкально-творческая деятельность: на когнитивном уровне - процесс ознакомления, постижения музыкальных основ; на эмоциональном – как процесс ценностных переживаний, приводящий к восхождению к творческим идеалам самореализации; на нравственно- духовном – как процесс облагораживания помыслов и возвышения духовного мира школьника на когнитивном уровне - процесс ознакомления, постижения музыкальных основ; на эмоциональном – как процесс ценностных переживаний, приводящий к восхождению к творческим идеалам самореализации; на нравственно- духовном – как процесс облагораживания помыслов и возвышения духовного мира школьника
Педагогические условия: 1) организация педагогического взаимодействия с учащимися на основе сотрудничества, «развивающей помощи», направленного на возникновение у учащихся системы позитивных представлений о себе 1) организация педагогического взаимодействия с учащимися на основе сотрудничества, «развивающей помощи», направленного на возникновение у учащихся системы позитивных представлений о себе
2) Актуализация и развитие рефлексивных навыков: помощь в выборе индивидуального темпа деятельности, создание «ситуаций рефлексии» помощь в выборе индивидуального темпа деятельности, создание «ситуаций рефлексии»
3) Педагогически целесообразное сочетание оценки учителя и самооценки ребёнка: 3) Педагогически целесообразное сочетание оценки учителя и самооценки ребёнка: аргументация отметки (словесное объяснение); предоставление выбора, преобладание положительных отметок аргументация отметки (словесное объяснение); предоставление выбора, преобладание положительных отметок
4) Создание ситуации успеха: переживание каждым учащимся радости достижения, осознание своих возможностей, вера в себя переживание каждым учащимся радости достижения, осознание своих возможностей, вера в себя формируются устойчивое чувство удовлетворения, новые, более сильные мотивы деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения формируются устойчивое чувство удовлетворения, новые, более сильные мотивы деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения
Результат – Результат – формирование позитивной Я-концепции, раскрытие сущностных сил ребёнка и включение его в процесс раскрытия творческого потенциала формирование позитивной Я-концепции, раскрытие сущностных сил ребёнка и включение его в процесс раскрытия творческого потенциала