Автоматизация и дифференциация звука Ж в загадках Авторы: Федоренкова Елена Геннадьевна у учитель-логопед высшейкатегории МДОУ КВ д/с 14 «Тополек» Серова Елена Вячеславовна учитель-логопед первой категории МДОУ КВ д/с 14 «Тополек»
Игровые приемы: Кто загадку отгадает, тот картинку Кто загадку отгадает, тот картинку получает. получает. Мяч лови и отгадку говори. Мяч лови и отгадку говори. Найди карточку с отгадкой. Найди карточку с отгадкой.
Природа Все как звёздочки сквозные, А возьмёшь, так водяные. (снежинки) С неба звёзды падают, Лягут на поля. Пусть под ними скроется чёрная земля. Много, много звёздочек, Тонких, как стекло, Звёздочки холодные, А земле - тепло. (снежинки) С неба – звездой, В ладошке – водой. (снежинка) Странная звёздочка с неба упала, Странная звёздочка с неба упала, Мне на ладошку легла – и пропала. Мне на ладошку легла – и пропала. (снежинка) (снежинка) Покружилась звёздочка в воздухе немножко, Села и растаяла на моей ладошке. (снежинка) Как по небу, с севера, Плыла лебедь серая, Плыла лебедь сытая, Вниз кидала, сыпала На поля-озёрушки Белый пух да пёрышки. (снежная туча)
Шёл долговяз – в землю увяз. (дождь) Кто всю ночь по крыше бьёт, да постукивает И бормочет, и поёт, убаюкивает? (дождь) Меня часто зовут, дожидаются, А приду – от меня укрываются. (дождь)
РАСТЕНИЯ В золотой клубочек спрятали дубочек. (жёлудь) Низок, да колюч, Сладок, да пахуч. Ягоду сорвёшь – Всю руку обдерёшь. (крыжовник)
ОРУДИЯ ТРУДА, ИНСТРУМЕНТЫ Режем мы и вырезаем, маме шить мы помогаем. Режем мы и вырезаем, маме шить мы помогаем. (ножницы) (ножницы) Два кольца, два конца, посередине гвоздик. Два кольца, два конца, посередине гвоздик. (ножницы) (ножницы) Два брата-акрабата, Два брата-акрабата, Ручки – кольцом, ножки – острые. Ручки – кольцом, ножки – острые. (ножницы) (ножницы) Если согнут пополам – непригоден он к делам, Если согнут пополам – непригоден он к делам, А лишь только распрямится – для работы А лишь только распрямится – для работы Пригодится. Пригодится. (нож складной) (нож складной) Коль сожмешь её сильней, больше будет силы в ней. Коль сожмешь её сильней, больше будет силы в ней. (пружина) (пружина)
ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ Чьи это ноги бегут по дороге? (лыжи) Бегут по дорожке Доски да ножки. (лыжи) Снег катали и месили, Человека мы слепили. Вместо глаз – два уголька, Там где нос – морковка, А в руках - метёлка, Кто он, наш Егорка? (снежная баба) Кто по снегу быстро мчится, провалиться не боится? (лыжник) Меня не растили, из снега слепили, Вместо носа ловко вставили морковку. Глаза – угольки, Губы – сучки. Холодная, большая. Кто я такая? (снежная баба) По снегу покатите – я подрасту. На костре согреете – я пропаду. (снежный ком)
ЧЕЛОВЕК, ОДЕЖДА, ОКРУЖАЮЩИЕ ЕГО ПРЕДМЕТЫ Дали братьям тёплый дом, Чтобы жили впятером. Брат большой не согласился, И отдельно поселился. (варежки) Если я пуста бываю, про тебя я забываю. Но когда несу еду, мимо рта не пронесу. (ложка) Сама не ем, а людей кормлю. (ложка)
Автоматизация и дифференциация звука Ж в скороговорках Игры: Конкурс скороговорщиков /дети встают спиной друг к Конкурс скороговорщиков /дети встают спиной друг к другу и по команде логопеда произносят скороговорку на другу и по команде логопеда произносят скороговорку на выдохе/; выдохе/; Коротыши и великаны /ребенок подбрасывает мяч высоко Коротыши и великаны /ребенок подбрасывает мяч высоко и на каждый бросок произносит слово скороговорки, а и на каждый бросок произносит слово скороговорки, а затем произносит быстро и при этом мяч подбрасывает не затем произносит быстро и при этом мяч подбрасывает не высоко/; высоко/; Ударять мячом об пол и произносить скороговорку; Ударять мячом об пол и произносить скороговорку; К какой картинке подходит скороговорка; К какой картинке подходит скороговорка; Ассоциации – вспомнить скороговорку по одному слову Ассоциации – вспомнить скороговорку по одному слову или предъявленной картинке; или предъявленной картинке; Восстанови скороговорку; Восстанови скороговорку; Дружно шагаем – скороговорку повторяем; Дружно шагаем – скороговорку повторяем; Скороговорку повтори, да не один разок, а три Скороговорку повтори, да не один разок, а три
Ж У ежа - ежата, у ужа - ужата. Не живут ужи, где живут ежи. Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки. Зажужжала муха, дожужжалась паука. Заржавел железный замок? Заржавел железный замок. Змея шипит, а жук жужжит. Задрожали зайки, увидев волка на лужайке. Слишком много ножек у сороконожек. С мышами во ржи подружились ежи. Жужжит жужелица, жужжит кружится. Ежу на ужин паук нужен. Ель на ёжика похожа: Ель в иголках, ёжик тоже.
Испугались медвежонка Ёж с ежихой и с ежонком, Чиж с чижихой и с чижонком, Стриж с стрижихой и стрижонком. Жужжит над жимолостью жук, Тяжёлый на жуке кожух. Дедушка Ежок не ходи на бережок, там растаял снежок, заливает лужок. Ты промочишь ножки – красные сапожки. Серый ёжик, ни головы, ни ножек. На плоту сижу, плотву ужу. Дружба дружбой, А служба службой. Оса жужжала, обнажала жало. А встретила шмеля и хвост поджала.
Автоматизация и дифференциация звука Ж в стихах Игровые приемы: «Знаешь ли ты стихи, песни?» Добавлялки; Закончи стихотворение, песню; Мячик лови, мячик бросай, слово нужное добавляй; Доскажи словечко.
Ж Лейся, дождь, веселей, Мы с тобой дружим! Хорошо нам бегать Босиком по … (лужам). Лежебока рыжий кот Отлежал себе … (живот). Белый снег в лесу лежит. Зайка под кустом … (дрожит). Праздник, праздник у ворот! Кто его встречать пойдёт? Я и верный мой дружок – Красный маленький … (флажок). Оса жужжала, Обнажала жало. А встретила шмеля – И хвост … (поджала). Жук упал И встать не может. Ждёт он – Кто ему (поможет). Дождик, дождик! Не дожди! Дождик, дождик … (подожди). Мы смотрели на ежа, Рты закрытыми держа. Мы смотрели на ежа, Он от нас и … (убежал).
Испугались медвежонка Ёж с ежихой и с … (ежонком). Поглядите, поглядите – Потянулись с неба нити! Что за тоненькая нить Землю с небом хочет сшить? Не ответишь – подождём, Отгадаешь под … (дождём). Он ходит голову задрав, Не потому, что важный граф, Не потому, что гордый нрав, А потому, что он … (жираф). Лежебока рыжий кот Отлежал себе … (живот). Вяжет мама длинный шарф, Потому что сын - … (жираф). И бежит Айболит к бегемотикам, И хлопает их по … (животикам). Журавлёнок жёлудь взял, Бросил жёлудь и поймал. Он наверно, очень скоро Будет цирковым … (жонглёром). Землю роет старый крот, Под землёю он … (живёт). Белый снег пушистый в воздухе кружится. И на землю тихо падает, … (ложится).
Вдоль лесных дорожек Много белых ножек. В шляпках разноцветных Издали приметных. Собирай не мешкай! Это … (сыроежки). Два берёзовых коня По снегам несут меня. Кони эти рыжие, А зовут их - … (лыжами). С огнём бороться мы должны. Мы смелые работники, с водою мы напарники. Мы очень людям всем нужны. Так кто же мы? … (пожарные). С неба падают зимою И кружатся над землею Лёгкие пушинки, белые … (снежинки). А петух с колючим ёжиком Режут сало острым … (ножиком). И встал Айболит, побежал Айболит, По полям, по лесам, по лугам он … (бежит). Эту сказку ты прочтёшь Тихо, тихо, тихо… Жили-были серый еж И его … (ежиха).
Встретил в чаще еж ежа: - Как погода, ёж? - Свежа. И пошли домой, дрожа, Сгорбясь, съёжась, два … ( ежа). Если сын чернее ночи, Грязь … (лежит на рожице) – Ясно, это плохо очень для ребячьей … (кожицы). Ты никогда …(пожалуйста), На белый свет не … (жалуйся), Он переполнен тайнами необычайными. Ветер зовёт за собой облака Вдаль, вдаль, вдаль. Если ты друга не встретил пока… (Жаль, жаль, жаль). Пусть бегут … (неуклюже) Пешеходы по … (лужам). Встаньте дети, встаньте в круг! Жил на свете добрый … (жук). Я на солнышке лежу, Я на солнышко … (гляжу), Всё … (лежу) и … (лежу), И на солнышко … (гляжу).
Спасибо за внимание! Желаем творческих успехов!