бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска «Детский сад 56 комбинированного вида» «Влияние классической музыки на эстетическое развитие дошкольников» Чикишева Е.В. Музыкальный руководитель
Актуальность избранной темы: На сегодняшний день современная социокультурная ситуация в России характеризуется как ситуация глобального духовно-нравственного кризиса. При снижении нравственно-эстетического уровня развития тщетным становится воззвание к прекрасному, доброму, вечному. Одним из ярких средств эстетического развития является музыка. Однако наши дети живут и развиваются в непростых условиях музыкального социума. Современная музыка часто оказывая сильнейшее отрицательное воздействие на эмоциональное состояние ребенка, подсознательно разрушает его душу, интеллект, личность.
Данная проблематика освещалась: Проблемой изучения и формирования нравственных и эстетических качеств личности ребенка занимались М.А. Верб, Л.П. Воюева, К.13. Гавриловен,, И.И. Казимирская, Б.Т. Лихачев, А.Ж. Овчинникова, Т.С. Прокофьева, И.Ф. Свадковский, С.А. Якобсон и другие. Развитие теории и практики эстетического воспитания дошкольников средствами музыки происходило под влиянием взглядов Б.В. Асафьева, Т.С. Бабаджанян, В.М. Бехтерева, П.П. Блонского, Л.С. Выготского, П.Ф. Каптерева, Б.М. Теплова, В.Н. Шацкой, Б.Л. Яворского и других, подчеркивавших необходимость этой работы начиная с раннего возраста для нравственного и интеллектуального развития личности детей.
Цель работы: эстетическое развитие дошкольников через восприятие классической музыки
Задачи работы Накапливать детьми эмоционально- ценностный опыт восприятия произведений мировой музыкальной культуры разных эпох и стилей Побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления в исполнительной, творческой деятельности Вызывать и поддерживать интерес к музыке, развивать музыкально-эстетические потребности, вкус, представления о красоте.
«Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека» В.А.Сухомлинский Эстетическое развитие развитие способности переживать различные явления действительности как прекрасные, т. е. с особым эмоциональным отношением. Структура процесса эстетического развития ребенка – это взаимосвязь эстетической потребности и эстетической способности. 1.Эстетическая потребность - это заинтересованность человека в общении с искусством. 2.Эстетическая способность – это совокупность особенностей человека, благодаря которым открывается возможность осуществления эстетической деятельности: эстетически воспринимать и переживать явления действительности и искусства, оценивать их посредством суждения и вкуса, создавать новые эстетические ценности.
Дошкольный возраст является периодом, когда закладываются основные способности ребенка, начинают проявляться его скрытые таланты, идет активное развитие личности. Одним из ярких средств эстетического развития является музыка. Приобщение к музыке вводит ребенка в мир волнующих, радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни в рамках, доступных его возрасту. Чтобы она выполнила эту важную функцию, надо развивать у ребенка общую музыкальность. Признаки общей музыкальности 1.Способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения, сопереживать услышанное, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ. 2. Способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления. 3. Проявление творческого отношения к музыке
Ребёнок очень восприимчив ко всему подлинному, прекрасному, у него ещё не сложились принятые в обществе стереотипы мышления, вкусов. Классическая музыка - эффективный способ эмоционального воздействия на ребёнка. При восприятии музыки у ребенка возникают определенной силы положительные или отрицательные эмоции, отражающие его конкретное психическое состояние. В теории эстетики это называется эстетическим переживанием. В сознании ребенка идет определенное оценивание музыки. При положительных переживаниях формируется признание ценности музыки, происходит духовное обогащение личности. Подобные переживания обогащают опыт ребенка, в том числе способность эмоционально реагировать на происходящее вокруг него. Это значит, что он не останется безразличным к чувствам других людей, научится понимать их, проявлять сострадание, жалость, сочувствие и т. д.
Классическая музыка играет важную роль в работе с дошкольниками, это неисчерпаемые возможности для расширения и обогащения эмоционального фона. Необходимо найти в музыкальном произведении нравственную сердцевину и донести до детей серьезное содержание классической музыки в доступной форме. Ребенку нужна вся гамма чувств - это путь к развитию человечности.
Эстетически развитого ребенка характеризует гибкая творческая активность, богатое воображение, яркое видение мира, умение сочувствовать другому человеку, тенденция переноса эстетических и нравственных идеалов во все сферы жизни.
Формы организации работы по ознакомлению детей с классическими музыкальными произведениями Прежде чем приступить к прослушиванию произведения нужно провести беседу о его содержании и характере, сообщить краткие сведения о композиторе, авторе литературного текста. При прослушивании произведения, предусмотрено рассматривание отдельных специально подобранных серий картин, иллюстраций. Рассматривание сопровождается вопросами к детям, беседой, самостоятельными высказываниями детей, рассказом воспитателя, чтением стихов и отрывков из прозаических произведений. В групповой комнате или зале, устраиваются выставки художественных произведений, портретов композиторов, в зависимости от изучаемого музыкального материала.
Репертуар Ознакомление детей с музыкой отечественных и зарубежных композиторов-классиков - М. Глинки, П. Чайковского, А. Мусоргского, Н. Римского-Корсакова, И. Баха, В. Моцарта, А. Вивальди, Ф. Шуберта, Р. Шумана, Э. Грига и многих других позволяет постепенно приобщать их к основам мировой и общенациональной музыкальной культуры, что, несомненно, способствует формированию гармонической личности. Обязательной составляющей музыкального репертуара для дошкольников являются произведения современных композиторов-классиков Д. Шостаковича, С. Прокофьева, Г. Свиридова, А. Лядова, С. Майкапара, Д. Кабалевского и других известных детских композиторов М. Красева, В. Витлина, Ю. Слонова, Т. Попатенко и др. Интонационно-образный строй современной музыки позволяет расширить музыкальные впечатления детей, способствует развитию интереса к современной музыке.
Предполагаемый результат Благодаря музыке в ребенке пробуждается представление о возвышенном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе. Классическая музыка помогает детям познать мир, развивает не только их художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, природе, ко всему окружающему. Это помогает формированию полноценной личности человека, способного чувствовать и сострадать. Ребенок будет слушать и смотреть на мир не только ушами и глазами, но и сердцем. «Влияние музыки на детей благотворно, и чем раньше они начнут его испытывать на себе, тем лучше для них». В.Г. Белинский
Перспективы работы В дальнейшей работе я планирую продолжать знакомство детей с классической музыкой, с более сложной музыкой (оперой, балетом) в зависимости от возраста детей. В мои планы входит создание фонотеки классических произведений, которой могли бы пользоваться как воспитатели на своих занятиях, так и родители, для слушания дома.
Используемая литература Арисменди А. Л. Дошкольное музыкальное воспитание. Богуславская Э. Музыкальное воспитание в детском саду Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду Ветлугина Н.А. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте Руковицын М.М. «Эстетическое воспитание детей» Открытые интернет источники