Северо-Восточное управление образования Окружной учебно-методический центр Окружной конкурс педагогических идей «Методическая копилка» в рамках окружного фестиваля творчества «Открытая книга» Многофункциональное учебно- игровое пособие для детей « Проложи дорожки» Учителя-логопеды ГБОУ 820 Кузнецова М. П. Тимонина М. Н.
Пособие «Проложи дорожки» имеет своей целью сопряженное участие зрительного, слухового и двигательного анализаторов при автоматизации речевого материала. Демонстрационное поле Настольная игра- перфокарта
В основе пособия лежит комплексный подход, направленный на решение взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития: Уточнение и дифференциация словаря по лексическим темам Развитие сенсорных представлений Развитие грамматического строя и связной речи Формирование элементарных представлений о грамоте Развитие графических навыков Пособие можно использовать в разных возрастных группах
Развитие графических навыков Игры «Нарисуй ниточки к шарикам», «Нарисуй дорожку» Цель: формирование умения проводить вертикальные и горизонтальные линии
Развитие сенсорных представлений» Игра «Цветные облака» Цель: закрепить представление о цвете, упражнять в согласовании существительных с прилагательными 1 вариант Инструкция: «Найди красные картинки. Проложи дорожку от красного облачка к картинке.»
2 вариант: На левой панели-зеленые и желтые облака. На правой картинки желтого и зеленого цвета. Инструкция «Соедини с зеленым облаком зеленые картинки, с желтым – желтые картинки. Назови, какого цвета предметы»
Игра «Узнай фигуру на картинке» Цель: закрепить представление о форме На левой панели выкладывается круг и прямоугольник. На правой- картинки: мяч, вишня, чемодан, санки, шар, щетка, арбуз. Инструкция: « Посмотри на картинки. Догадайся, на какие фигуры они похожи, соедини их дорожками.»
На этапе закрепления, а также во время коррекционного часа ребенок рисует дорожки на экране, соединяя форму с нужной картинкой.
«Угадай фигуру» Формировать умение анализировать и выделять свойства фигур: цвет, форму, величину. Игра выполняется на материале блоков Дьенеша
Развитие словаря Игра «Посели в домик» Цель: закрепить представление о диких и домашних животных
«Найди диких животных» На перфокарте ребенку предлагается соединить цветными дорожками диких и домашних животных. Или попросить ребенка соединить животных, отгадав загадку педагога.
Аналогично игры проводятся по другим лексическим темам
«Чем покрыто тело животного» Описание: На левой панели выкладываются символы- шерсть, иголки, щетина. На правой животные: кабан, белка, еж, волк, барсук, заяц Ребенок должен соединить дорожками, чем покрыто тело животного.
Грамматический строй речи Игра « Что нарисовал Миша» Цель: Закрепить умение правильно употреблять существительные в винительном падеже. «Проведи дорожку и расскажи, кого или что нарисовал Миша.»
Игра «Найди нужный инструмент» Цель: Закрепить умение правильно употреблять существительные в творительном падеже. Инструкция: « Помоги животным найти инструменты для работы. Чем волк будет забивать гвоздь? Чем медведь будет пилить дрова?»
Игра «Кому что подходит» Цель: Закрепить умение правильно употреблять существительные в дательном падеже «Посмотри на картинки. Проведи дорожки, что кому подходит.»
Игра «Чьи вещи» Цель: закрепить правильное употребление притяжательных местоимений Педагог называет: Чей мяч? Ребенок должен провести дорожку к мальчику или девочке, назвав слово «МОЙ» или «МОЯ»
Игра « Чей дом » Цель: Употребление притяжательных прилагательных «Проведи дорожку, кто где живет. Назови, чей дом? (Медведь спит в берлоге. Это медвежья берлога)»
Игра « Скажи наоборот » Цель: закрепить в речи употребление антонимов Педагог указывает на картинку, например мяч. «-Мяч маленький, а ты скажи наоборот. Ребенок отвечает « большой » и проводит дорожку к подходящему предмету.» Аналогично: длинный- короткий, высокий- низкий и т. д.
Игра «Найти подходящую картинку» Цель: закрепить в речи употребление предлогов: на, в, за, под «Посмотри на картинку. Придумай предложение с маленьким словом и соедини эту картинку с нужным символом.»
Игра «Расскажи сказку» Цель: закрепить умение рассказывать сказки с опорой на предметные картинки
Игра «Расскажи историю» Цель: развитие связной речи, развитие мышления Ребенку предлагается посмотреть на картинки. На перфокарте – картинки из трех рассказов. « Выбери картинки для рассказа «Про сойку» и соедини их»
Развитие элементарных представлений о грамоте Игра «Расскажи о звуке» На левой панели помещается символ звука, например А. На правой- символы-характеристики: воздушная струя, губы, зубы, язык, голос. Ребенок должен рассказать о звуке, соединяя характеристики с символом звука.
Игра «Есть ли звук а в слове» Цель: развитие фонематического слуха «Протяни дорожки к тем картинкам, в названии которых есть звук А»
Игра «Найди звуки М, Мь» Цель: развитие фонематического слуха, умения различать твердые и мягкие звуки
На материале игры проводится проверка выполненного задания. Под резинки вкладывается лист с нарисованными линиями, повторяющими расположение резинок. Если ребенок правильно соединяет картинки, узор на листе совпадает с узором резинок.
Игра « Где спрятался звук?» Цель: закрепить умение определять позицию звука в слове: в начале, в середине, в конце
Игра «Раздели на слоги» Цель: закрепить навык слогоделения
Игра «Составь схему слова» Ребенку предлагается составить схему предложенного слова. Инструкция: «Заполни кармашки нужными символами для слова КОШКА Для проверки на пано помещаются кармашки, в которых символы перевернуты обратной стороной. На этой стороне нарисованы кошки. Ребенок поочередно переворачивает кошек и сравнивает со своей дорожкой.
Звукопроизношение Игра «Соедини картинки со звуком Ш» Цель: закрепление правильного произношения звуков ш-ж
Игра « Соедини картинки со звуком Ц, С » Цель: дифференцировать звуки С-Ц Инструкция: « Назови картинки. Соедини зелеными дорожками картинки со звуком С, желтыми – картинки со звуком Ц
2 вариант: картинки закрываются квадратами. На поле проводятся линии двух цветов. Например, красные и синие. Инструкция: « Будем слушать звуки С и Ц. Пройди по синим линиям. Открой картинку. Назови и скажи какой звук есть в слове. «Вспомни и назови картинки в верхнем ряду, в нижнем ряду, в правом и левом ряду »