Философия и ее роль в жизни общества Кафедра Философии и психологии Преподаватель: к.филос.наук, доцент Шевченко Елена Славовна Для всех специальностей
План лекции Философия и ее роль в жизни общества 2 Плюралистический характер философского знания Интерпретации философии Предметное поле философии Онтология Гносеология Социальная философия Философская антропология Функции философии Философия и мировоззрение Уровни мировоззрения «Картины мира».
Требования к знаниям, умениям и навыкам 3 Знания особенности предметного поля философии основные функции философии специфика философского знания (плюралистический характер) Структура философского знания Умения и навыки раскрывать взаимосвязь философии и мировоззрения уметь ориентироваться в разных уровнях мировоззрения давать краткую характеристику «картин мира».
Содержание Философия и ее роль в жизни общества 4 1.Ключевые понятия 2.Учебный материал 3.Вопросы для самопроверки 4.Рекомендуемая литература
Ключевые понятия Что есть философия 5 Антропология Бытие Гносеология Диалектика Закон Идеализм Концепция Логика Методология Мировоззрение Натурфилософия Онтология
Учебный материал Плюралистический характер философского знания 6 Интерпретации философии. Философию можно определять через интерпретации (философия как): любовь к мудрости (phileo – любовь, sofia – мудрость); поиск истины (Пифагор, Гераклит…) научение мудрости (софистика) («мудрствовать лукаво») познание первых начал и причин бытия (Аристотель); размышление (внимание к смыслам, значениям слов) Aletheia – «снимающая покровы» («размысливание» вещи); теория (умозрение), опирающаяся на закон и слово (Логос). искусство (обращение к идеалам) «духовная работа» (М.Мамардашвили) (работа с сознанием);
Гносеология и философская антропология: Анализ наиболее общих вопросов познания (гносеология: gnozis – знание, logos – учение): познаваем ли мир; каковы методы и цели познания; каков субъект и объект познания (или их вовсе нет?) Исследование наиболее общих вопросов человека (философская антропология) Онтология и социальная философия Исследование наиболее общих вопросов бытия (онтология: ontos– сущее и logos – учение (учение о бытии)): бытие и небытие; бытие материальное и идеальное; бытие общества, природы и человека. Изучение наиболее общих вопросов функционирования и развития общества (социальная философия). Учебный материал Предметное поле философии 7
Специфика философской теории Законы, категории и принципы философской теории носят всеобщий характер, распространяются одновременно на природу, общество, человека и само мышление. Учебный материал Специфика и функции философии 8 Функции философии Мировоззренческая Методологическая Прогностическая Критическая (антидогматическая роль) Социальная (объяснение социального бытия и способствование его материальному и духовному изменению).
Учебный материал Мировоззрение 9 Мировоззрение – совокупность наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека. Понятие «мировоззрение» шире понятия «философия» (первое включает второе). Виды мировоззрения: мифологическое, художественное, религиозное, научное. Мировоззрение и философия – результат отражения мира, существуют разные уровни глубины этого отражения.
Учебный материал Уровни мировоззрения 10 Мироощущение и миросозерцание (отражение на уровне ощущений): фиксация отдельных внешних проявлений бытия, мира явлений, а не сущностей. Мировосприятие и миропредставление: создается цельная картина мира, обозначается взаимосвязь процессов и явлений, но мировоззрение ограничено больше чувственным опытом. Миропонимание: отражение посредством понятий, это мировоззрение, способное вскрыть закономерности и сущность явлений и процессов, именно этот уровень и представляет философия.
Рисунок М. Хайдеггер: человек изображает мир как картину; человек понимает мир как картину; мир превращается в картину; человек покоряет мир как картину картина мира – это изображение «сущего», а мировоззрение – это отношение человека к «сущему». Учебный материал «Картина мира» 11
Рисунок Научная картина мира – это способ моделирования реальности, который существует помимо отдельных научных дисциплин (на их основе) и характеризуется универсальностью, вся совокупность научных знаний о мире, выработанная всеми частными науками на данном этапе развития человеческого общества. Наивная картина мира опирается на работы фольклористов, этнографов, культурологов, лингвистов. Наивная картина мира - система представлений, используемых человеком независимо от его знаний.. Учебный материал Научная и наивная картины мира 12
Учебный материал Философская, художественная и культурная картины мира 13 Мироощущение и миросозерцание (отражение на уровне ощущений): фиксация отдельных внешних проявлений бытия, мира явлений, а не сущностей. Мировосприятие и миропредставление: создается цельная картина мира, обозначается взаимосвязь процессов и явлений, но мировоззрение ограничено больше чувственным опытом. Миропонимание: отражение посредством понятий, это мировоззрение, способное вскрыть закономерности и сущность явлений и процессов, именно этот уровень и представляет философия.
Приобретенные знания 14 Знание предмета философии и ее социокультурной ценности Знание философских понятий и категорий. Знание специфики философского знания и его функций в обществе. Знание структуры философского знания и методов философских исследований.
Вопросы для самопроверки 15 Что такое философия и каким образом проходил процесс становления философского знания? Каковы цель и предназначение философии? Что является предметом философского исследования? Как соотносятся философия и наука? Что входит в структуру философии? Каков круг вопросов онтологии? Какая главная проблема гносеологии? Обоснуйте построение современной картины мира, опираясь на функции философии.
Задания для самопроверки Ответить на вопросы теста 16 Предметом философии является: Человек и его место в мире; Природа и ее законы; Универсальные законы и принципы. Онтология – это философское учение О бытии; О ценностях мира О доказательствах. Метафизика – это: Физика Философия Религия Математика
Рекомендуемая литература 17 1.Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М., Введение в философию: Учеб. Пособие для вузов. – М., Философия: Учеб.пособие для вузов/Под ред. В.Н.Лавриненко, В.П. Ратникова. – М., Ильин В. История философии: Учеб.для вузов. – СПб., Каратини Р. Введение в философию. – М., Современный философский словарь. – М., Планк М. Смысл и границы точной науки. Вопросы философии 5, 1996,с.44.