Итоги мониторинга первого этапа апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в образовательных учреждениях Калининградской области Авторы: тренеры-преподаватели ОРКиСЭ С.Ю. Афанасьева М.Е. Соколова О.Е. Кулешова С.М. Часовская
Цели мониторинга: 1. Изучение отношения участников процесса апробации комплексного учебного курса ОРКиСЭ к введению данного курса. 2. Выявление возможных проблем, возникающих в процессе апробации комплексного учебного курса ОРКиСЭ.
Основные задачи мониторинга: изучение - эмоционального отношения и уровня интереса учащихся и их родителей к процессу освоения комплексного учебного курса ОРКиСЭ; - уровня осознания учащимися влияния изучаемого курса ОРКиСЭ на духовно-нравственное становление их личности; - оценки учителями степени своей профессиональной компетентности в преподавании комплексного учебного курса ОРКиСЭ на данном этапе; - оценки учителями и родителями учащихся учебно-методического комплекса по курсу ОРКиСЭ; - прогнозирования педагогами и родителями учащихся результатов изучения комплексного учебного курса ОРКиСЭ; -запросов образовательных учреждений на проведение курсовой подготовки для педагогов, преподающих комплексный учебный курс ОРКиСЭ; - запросов образовательных учреждений на оказание организационной и методической помощи в процессе апробации комплексного учебного курса ОРКиСЭ; - степень участия и заинтересованности представителей администрации образовательных учреждений в процессе апробации комплексного учебного курса ОРКиСЭ
РЕЗУЛЬТАТЫ респонденты – учащиеся 5945 человек 67% учащихся изучают модуль «Основы светской этики», 28% - модуль «Основы православной культуры» и 5% - модуль «Основы мировых религиозных культур»
Особенно запомнившиеся темы уроков: Модуль «Основы светской этики» «Добро и зло» «Добродетель и порок» «Дружба» «Культура и мораль» «Моральный выбор»
Особенно запомнившиеся темы уроков: Модуль «Основы православной культуры» «Заповеди» «Пасха» беседы о добре и зле «Христос и Его Крест» рассказы о Боге
Особенно запомнившиеся темы уроков: Модуль «Основы мировых религиозных культур»: о разных религиях «Священные сооружения» о добре и зле
Выводы и открытия ребят на уроках ОРКиСЭ: «Как, оказывается, важно уметь правильно слушать и понимать, тогда все по-другому». «У каждого человека есть духовный мир!» «Как трудно быть справедливым, но людям это нужно». «Я понял, что слово «Бог» пишется с большой буквы». «Уроки меня учат, что надо выбирать светлый путь». «На уроке я становлюсь добрее и лучше». «Я понял, кто такой эгоист: все правда».
РЕЗУЛЬТАТЫ респонденты – родители 5576 человек 67% родители детей, изучающих модуль «Основы светской этики»,28%- модуль «Основы православной культуры», 5% - модуль «Основы мировых религиозных культур»
Мотивация выбора модулей родителями
Впечатление детей от уроков с точки зрения родителей
Результаты респонденты-педагоги 212 человек, из них 60,4% учителей, преподающих модуль «Основы светской этики», 33,5% - модуль «Основы православной культуры» и 6,1% - модуль «Основы мировых религиозных культур»
Оценка степени своей подготовленности к преподаванию
Оценка педагогами учебников ОРКиСЭ. Достоинства Основы православной культуры доступность текстов для восприятия учащихся 4-5 классов(75%) Основы светской этики удачно подобранный иллюстративный ряд(29%) Основы мировых религиозных культур удачно подобранный иллюстративный ряд (31%)
Оценка педагогами учебников ОРКиСЭ. Недостатки Основы православной культуры большой объем некоторых текстов - 16,9% Основы светской этики трудные для восприятия учащихся тексты - 54,7% Основы мировых религиозных культур большой объем некоторых уроков - 69,2%
РЕЗУЛЬТАТЫ респонденты –руководители и заместители руководителей 150 образовательных учреждений Калининградской области
Осуществление выбора модулей комплексного учебного курса ОРКиСЭ в образовательных учреждениях.
Заказ образовательных учреждений на обучение учителей для преподавания комплексного учебного курса ОРКиСЭ в 2011 году.
Мнение представителей администрации образовательных учреждений о профессиональных компетенциях, которыми должен обладать учитель, преподающий курс ОРКиСЭ
Предложения администрации образовательных учреждений по оптимизации преподавания ОРКиСЭ
ВЫВОДЫ: 1. Первые впечатления учащихся от уроков по ОРКиСЭ можно оценить как положительные. 2. Введение комплексного учебного курса ОРКиСЭ, получило положительную оценку родителей, однако родители не совпадают со школой в понимании основных целей и задач курса. 3. Учебные пособия, по мнению педагогов, могут быть использованы в дальнейшем учебном процессе, но требуют доработки. Наименьшее число замечаний учителей вызвало учебное пособие по основам православной культуры. 4. Большая часть учителей, преподающих курс ОРКиСЭ, высказывает пожелания о продолжении повышения квалификации по новому курсу.
5. На первом этапе апробации курса ОРКиСЭ распределение модулей учебного курса по образовательным учреждениям свидетельствует о том, что в начале апробации в большинстве образовательных учреждений не были созданы необходимые условия для обеспечения свободного информированного выбора модуля родителями учащихся 6. Изучение запросов образовательных учреждений на проведение курсовой подготовки учителей для преподавания комплексного учебного курса ОРКиСЭ показало необходимость дополнительного обучения новых педагогов, а также возможного расширения действующей программы курсовой подготовки в области содержания учебного материала конфессиональных модулей 7. При ответе на ряд вопросов, касающихся целеполагания, содержания, организации процесса апробации курса ОРКСЭ, достаточно большое количество руководителей и заместителей руководителей образовательных учреждений продемонстрировали весьма общие представления, что свидетельствует о невысокой степени актуальности данного курса для данной категории респондентов 8. На данном этапе апробации курса ОРКиСЭ количество образовательных учреждений, высказывающих готовность к обобщению своего опыта в этом направлении, вполне достаточно для организации работы методических объединений учителей ОРКиСЭ и системы постоянно действующих семинаров.
КОIRO.EDU.RU Сайт Калининградского областного института развития образования