Русский язык Программа Т.Г. Рамзаевой УМК «Классическая начальная школа» Раздел «Лексика» Выполнил учитель начальных классов МОУ СОШ 123 Н.С. Чекалова
Актуальность раздела Системный подход в усвоении лексических понятий Знакомство со словом, его значением Изучение грамматики на лексической основе Обогащение словарного запаса
Задачи раздела Привлечение внимания к лексической стороне слова. Обогащение словарного запаса детей. Знакомство с синонимами, антонимами, омонимами.
Результаты освоения раздела классзнатьуметь 1 класс Простейшие случаи многозначности слова. Вычленять слова из предложения. 2 классСлова, обозначающие предметы, признаки и действия предметов. Слова – синонимы, омонимы, антонимы. Различать слова, отвечающие на вопросы кто? что? какой? что делает? Ставить к ним грамматические вопросы. Подбирать сходные и противоположные по значению слова.
Результаты освоения раздела классзнатьуметь 3 классЛексическое значение слова. Омонимы, синонимы, антонимы. Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Распознавать части речи и грамматические признаки. Видеть и употреблять в тексте синонимы и антонимы. Пользоваться толковым словарем. 4 классИмя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие, местоимение, числительное, предлог, союз. Производить фонетический разбор слов по составу и разбор слова как части речи. Пользоваться словарями разных типов.
Изучение раздела по классам 1 классПропедевтика 2 класс Тема «Слово» Лексическое значение слова (общее понятие) Многозначность слова 3 класс Тема «Лексика» Лексическое значение слова Многозначные слова Слова в прямом и переносном смысле Синонимы, антонимы Устаревшие и новые слова 4 классСовершенствование знаний и умений
Методы и формы организации деятельности Методы 1.Проблемная ситуация 2.Частично- поисковый(эвристичес кий) 3.Игровой 4.Объяснительно- иллюстративный Формы 1.Индивидуально- групповая 2.Фронтальная 3.Дифференцированная 4.Самостоятельная работа
На базе фонетических знаний и знаний морфемного состава слова дети овладевают орфографическими навыками Связь лексики с другими разделами фонетикасинтаксисморфологиясловообразование
Работа с синонимами 1.Подбор слов, близких по смыслу. 2.Выделение слов (синонимов) в тексте. 3.Выяснение понимания слов учащимися. 4.Введение слова в другой контекст. 5.Использование слов-синонимов в связной речи.
Виды работ с синонимами 1. Прочитать группу слов. Составить ряды по возрастанию размеров Огромный, гигантский, большой; маленький, крохотный. микроскопический. 2. Подбери синонимы к словам. Запиши. Смешной -, работать -, метель Прочитайте предложения. Замените выделенные слова синонимами. Я читал интересную книгу. Мальчик споткнулся и упал. Лиса обманула медведя.
Памятка (синонимы) 1. Синонимы - это слова, которые по-разному называют один и тот же предмет (грусть -печаль), один и тот же признак (грустный - печальный), одно и то же действие (грустить -печалиться). 2. Синонимов в одном ряду может быть два, три и больше (печальный - веселый - грустный; смелый - бесстрашный - храбрый - мужественный - отважный). 3. Чем больше слов-синонимов знает человек, тем точнее он выражает свою мысль.
Работа с антонимами Подбор антонимов к словам Составление предложений с антонимами Замена антонимов в предложении Продолжение начатого предложения с антонимами Подбор антонимов к многозначным словам
Виды работ с антонимами 1. Подберите к данным словам антонимы Тьма -, вверх -, холодный -, уходить Закончите предложения словами – антонимами. Заяц бегает быстро. – Черепаха ползает …. Зимой холодно. – Летом… 3. Найдите в пословицах слова антонимы. Старый друг лучше новых двух. Раздружиться друг – хуже недруга. 3. Прочитайте. Фея хочет, чтобы все дети были: Добрыми Здоровыми Сильными Щедрыми Чистыми Умными Смелыми Веселыми Чего же хочет колдунья? (Подбери противоположные по значению слова).
Памятка (антонимы) 1. Антонимы - это слова с противоположным значением: веселье - грусть, веселый -грустный, веселиться - грустить. 2. Антонимами могут быть не только слова с разными корнями (весело - грустно), но и однокоренные слова (весело - невесело, убегать - прибегать). 3. Не все слова имеют антонимы.
Работа с многозначными словами Подбор слов, которые имели бы по 2-3 значения Сравнить значения слов в сочетаниях Подобрать близкие по смыслу слова к каждому значению данных слов Подобрать противоположные по смыслу слова
Виды работ с многозначными словами 1. Объясни значения следующих слов: Ножка, спинка, горлышко, язычок, нос, ушко, гребешок, молния. 2. Сравни значения слов в сочетаниях. Идут часы – идут дети – идет строительство; стоят часы – стоят машины; камень на дороге – камень на сердце. 3. Докажи, что здесь написано шесть слов. Запиши их через запятую. Поля. Косит. Нора. Устно составь с каждым словом предложение.
Виды работ над многозначными словами Найдите на картинках многозначные слова
Работа с фразеологизмами а) нахождение фразеологических оборотов в тексте и словаре; б) выяснение лексического значения; в) отграничение фразеологизмов от свободных сочетаний; г) подбор синонимов и антонимов; д) замена слов и словосочетаний фразеологическим оборотом; е) нахождение и исправление ошибок в употреблении фразеологизмов
Виды работ с фразеологизмами Замените подчеркнутые слова фразеологизмами. Что изменилось? Предложения запишите. 1. Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя не слушал. 2. Ира узнала, что поездка откладывается, и загрустила. 3. Кирилл целый день бездельничал. 4. Мы догадывались, что он нас обманывает. 5. Первого сентября Уля проснулась очень рано. Справочный материал: повесить нос, водить за нос, ни свет ни заря, бить баклуши, пропустить мимо ушей.
Памятка (фразеологизмы) 1. Многие устойчивые обороты (крылатые слова, выражения, фразеологизмы) близки по значению одному слову: прикусить язык - замолчать; как снег на голову - внезапно. 2. В устойчивых оборотах нельзя заменять одно слово другим, переставлять слова. 3. Устойчивые обороты, как и слова, могут иметь синонимы (дать нагоняй; намылить шею; разделать под орех) и антонимы (рукой подать - у черта на куличках; пропустить мимо ушей - навострить уши).
Подбор синонимов 1 класс 2009/2010 уч.г. 2 класс 2010/2011 уч.г. Диагностика уровня развития словарного запаса учащихся.
Подбор антонимов 1 класс 2009/2010 уч.г. 2 класс 2010/2011 уч.г.
Диагностика уровня развития словарного запаса учащихся Составление словосочетаний 1 класс 2009/2010 уч.г. 2 класс 2010/2011 уч.г.
Диагностика уровня развития словарного запаса учащихся Составление предложений 1 класс 2009/2010 уч.г. 2 класс 2010/2011 уч.г.
Перспектива изучения раздела «Лексика» в 3 классе Употребление слов в прямом и переносном значении. Изучение устаревших и новых слов.
Спасибо за внимание!