Основная проблема души состоит в том, как справляться с тревожностью. Тревожность вызывается ожидаемым или предвидимым возрастанием напряжения или неудовольствия; она может развиваться в любой ситуации (реальной или воображаемой), когда угроза какой- то части тела или души слишком велика, чтобы ее игнорировать, чтобы с ней справиться, или чтобы ее разрядить.
Результаты школьной тревожности методике – Шкала явной тревожности CMAS
Основной способ уменьшить тревожность - непосредственно обратиться к ситуации. Мы разрешаем проблемы, преодолеваем препятствия, противостоим угрозам или убегаем от них, одним словом, вступаем во взаимодействие с проблемой, стремясь уменьшить ее воздействие. Таким образом, мы осуществляем преодоление трудностей и уменьшение возможностей их возвращения, уменьшая при этом перспективы дополнительной тревожности в будущем.
«Эмпатия – постижение эмоционального состояния, проникновение, переживание за другого человека. Понимание другого человека путём эмоционального вчувствования в его переживания»
В 2011 году в 3 В классе проводилось исследование с целью выявления уровня эмпатии и темперамента младших школьников. Умения сопереживать и понимать других.
Типы темперамента
Показатели нейротизма
Результаты в начале учебного года
Результаты в конце учебного года
На основе всех полученных данных по двум методикам был произведен корреляционный анализ для проверки настоящей гипотезы о наличии взаимосвязи между темпераментом и эмпатическими способностями младших школьников. В результате была выявлена прямая корреляция между показателями нейротизма, экстраверсии-интроверсии по тесту Айзенка и показателями эмоционального канала эмпатии по методике Юсупова И.М.
То есть чем выше показатель нейротизма, тем большими эмпатическими способностями обладает человек. Таким образом, можно говорить о том, что неустойчивые типы темперамента (меланхолик и холерик) обладают более выраженными эмпатическими способностями и более подвержены их развитию, чем устойчивые типы темперамента (флегматик и сангвиник).
Очевидно, что разные типы личности имеют разную степень склонности к эмпатии, в разной степени талантливы в общении. Если талантлив в этом отношении хотя бы один из партнеров, надежды на гармонизацию отношений больше. Эмпатия - важнейший компонент в структуре положительного эмоционального отношения ребёнка к другим людям, помогающий не только понимать и эмоционально отзываться на переживания другого, но и на этом основании оказывать ему реальное содействие