Из опыта развития творческих способностей детей через проектную и исследовательскую деятельности учащихся и участие в конкурсе « Ученик года » « Чтобы выжила нация, индивид должен мыслить креативно » ( Гоупвес, 1964)
МБОУ « Средняя общеобразовательная школа 89 с углубленным изучением отдельных предметов » Руководитель НОУ школы, учитель химии высшей категории Емец О. М.
Главные направления ( тенденции ) модернизации содержания образования – это фундаментализация, гуманизация, интеграция, экологизация, практическая направленность на формирование универсальных способов деятельности. Смысл требования фундаментализации заключается в превращении образования в подлинный фундамент материальной и духовной деятельности людей.
Важное условие обновления образования – его ориентация на компетентностный подход. Как показали социологические опросы, хорошим сегодня считают образование, которое обеспечивает успех в будущем, в реальной жизни.
Наибольшее значение для успешной жизни человека в социуме имеют ключевые компетенции : компетентность в решении проблем, коммуникативная и информационная компетентность. Именно эти универсальные виды деятельности лежат в основе развития творческих способностей детей, способности к самообразованию, обеспечивают их функциональную грамотность, социальную адаптацию личности
наша школа, как, вероятно, и другие пытается, не отказываясь от традиций и достоинств российского образования, органично ввести в процесс обучения современные приоритеты. В частности, это проявляется во внедрении проектной и исследовательской деятельности учащихся.
Творческость – творческий потенциал человека является проявлением его индивидуальности – уникальности. Поскольку творчество есть привнесение в мир чего - то нового, оно является основой инновационной способности и инновационной культуры личности. Статистика показывает, что 80 % жизненного успеха зависит от творческости ( креативности ) человека и лишь 20 % - от его интеллекта.
конкурс « Ученик года ». - задачи конкурса : выявление среди обучающихся талантливых, творческих личностей, способных к активному пополнению своих знаний ; сочетающих личные и общественные интересы, обладающих умениями общения, поведения, самооценки ; - участниками могут быть все обучающиеся 5-11 классов.
Первый этап организуется и проводится классными руководителями в каждом классе методом рейтинга с учетом мнения каждого обучающегося для выявления участников второго тура (5 человек из каждого класса ). На втором этапе участники конкурса готовят портфолио. Третий этап конкурса проводится в виде игрового шоу.
Портфолио представлен файловой папкой, содержащей : сведения об обучающемся, резюме, различные отзывы ( одноклассников, классного руководителя, учителей, родителей и т. д.), дипломы, сертификаты, грамоты научных конференций, конкурсов, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др.
Что же дает этот конкурс участникам ? Многое, а главное, наверное, - развитие упорства, трудолюбия, стремления идти к поставленной цели. Что он дает учителям ? Возможность испытать чувство гордости и восхищения своим учеником. Полезен ли он для школы ? Безусловно. Мы не только видим лучших ребят нашей школы, но они показывают нам путь к успеху, а совместная игра помогает сдружиться участникам