Современный трансцендентализм: трансцендентальная онтология Катречко С.Л., Москва Современный трансцендентализм: трансцендентальная онтология Катречко С.Л., Москва
Манифест современного трансцендентализма ( В свое время, в противовес засилью спекулятивно– идеалистических систем фихте–шеллинго-гегелевского типа, неокантианцами был провозглашен лозунг «Назад к Канту!» («Zurueck nach Kant!», O. Liebmann, 1865) как призыв к возрождению научной метафизики как теории опыта, направленной на осмысление развития современной науки (точнее этот призыв звучит так: «Auf Kant muß zurückgegangen werden» (А.Н. Круглов)). В свое время, в противовес засилью спекулятивно– идеалистических систем фихте–шеллинго-гегелевского типа, неокантианцами был провозглашен лозунг «Назад к Канту!» («Zurueck nach Kant!», O. Liebmann, 1865) как призыв к возрождению научной метафизики как теории опыта, направленной на осмысление развития современной науки (точнее этот призыв звучит так: «Auf Kant muß zurückgegangen werden» (А.Н. Круглов)). Сейчас мы провозглашаем его еще раз, правда уже как «Вперед с Кантом!», в условиях якобы «смерти метафизики», поскольку эвристический потенциал трансцендентализма для построения теории человеческого опыта каковой и должна быть метафизика (в качестве первой философии Аристотеля) отнюдь не исчерпан. Сейчас мы провозглашаем его еще раз, правда уже как «Вперед с Кантом!», в условиях якобы «смерти метафизики», поскольку эвристический потенциал трансцендентализма для построения теории человеческого опыта каковой и должна быть метафизика (в качестве первой философии Аристотеля) отнюдь не исчерпан.
Общее понимание трансцендентальной философии (трансцендентализма) Вот как Кант определяет в общем трансцендентализм : «Я называю трансцендентальным всякое познание, занимающееся не столько предметами, сколько [нашим] способом познания предметов, поскольку это познание должно быть возможным a priori (подчеркнуто мной. К.С.). Система таких понятий называлась бы трансцендентальной философией» [В 25]
Общий и прикладной трансцендентализм «Я называю трансцендентальным всякое познание, занимающееся не столько предметами, сколько видами нашего познания предметов, поскольку это познание должно быть возможным a priori (подчеркнуто мной. К.С.). «Я называю трансцендентальным всякое познание, занимающееся не столько предметами, сколько видами нашего познания предметов, поскольку это познание должно быть возможным a priori (подчеркнуто мной. К.С.). («nicht sowohl mit Gedenständen, sodern mit unserer Erkennthissart») («nicht sowohl mit Gedenständen, sodern mit unserer Erkennthissart»)
Общий и прикладной трансцендентализм Можно выделить три основных вида нашего (человеческого) познания: Философское («метафизическое»); онтология; Философское («метафизическое»); онтология; Естественнонаучное («физика»); Естественнонаучное («физика»); Математическое; Математическое; Искусство (как, возможно, четвертый «тип познания»). Искусство (как, возможно, четвертый «тип познания»).
Трансцендентальная аргументация Ядром Transscendentalphilosophie выступает трансцендентальная аргументация (англ. transcendental argument(s)). Структура трансцендентального аргумента (в свете кантовского вопроса «Как возможно…?» ) выглядит так: 1. E (где E некоторый опытный факт). 2. P есть необходимое условие E (где P не–опытная «гипотеза»). 3. Следовательно, P.
Трансцендентальная аргументация в общем 1. E (где E некоторый опытный факт). 2. P есть необходимое условие E (где P не– опытная «гипотеза»). 3. Следовательно, P. Если перейти на кантовский язык, то P п.2 выступает как [необходимо–всеобщее] трансцендентальное условие [КЧР, 504 (А 106)] Если перейти на кантовский язык, то P из п.2 выступает как [необходимо–всеобщее] трансцендентальное условие [КЧР, 504 (А 106)]
Трансцендентальная онтология Решающим же для понимания кантовского трансцендентализма является противопоставление трансцендентального эмпирическому, по поводу которого Кант, подводя итог своему определению трансцендентального, говорит следующее: « различие между трансцендентальным и эмпирическим причастно только к критике знаний и не касается отношения их к предмету » [КЧР, 73; В 80/81]. Решающим же для понимания кантовского трансцендентализма является противопоставление трансцендентального эмпирическому, по поводу которого Кант, подводя итог своему определению трансцендентального, говорит следующее: « различие между трансцендентальным и эмпирическим причастно только к критике знаний и не касается отношения их к предмету » [КЧР, 73; В 80/81]. Замечу, что трансцендентальное противостоит эмпирическому в другом, чем априорное, отношении, что напоминает противопоставление естественной и феноменологической установок сознания Гуссерля.
Трансцендентальная онтология Если рассматривать познание как соотношение эмпирических субъекта и объекта, то специфика трансцендентализма в переключении интенции с объекта (Античность) и субъекта (Новое время) на познание [предмета], или построение теории опыта : вещь опыт сознание
Трансцендентальная онтология Тем самым можно говорить о трансцендентальном сдвиге: вещь (эмпирическое) опыт (трансцендентальное) сознание Противопоставление классической и трансцендентальной метафизики: преодоление эмпирической точки зрения.
Трансцендентальная реальность опыт /опытное познание (область трансцендентального) трансцендентальный объект --- трансцендентальный субъект Каков онтологический статус трансцендентальной реальности?
Онтологический статус трансцендентальная реальности Представим, что мы наблюдаем некоторую звезду с помощью телескопа (пример Г. Фреге). Кантовской вещи–в–себе будет соответствовать звезда (сама по себе), ее субъективным (чувственным) представлением (вещью–для–нас) будет образ нашего сознания, а трансцендентальное (трансцендентальный предмет) можно соотнести с изображением звезды на линзе телескопа: оно имеет объективную значимость [1], поскольку является не данностью нашего сознания, а соответствует объективно (реально) существующей звезде (как объекту!). Представим, что мы наблюдаем некоторую звезду с помощью телескопа (пример Г. Фреге). Кантовской вещи–в–себе будет соответствовать звезда (сама по себе), ее субъективным (чувственным) представлением (вещью–для–нас) будет образ нашего сознания, а трансцендентальное (трансцендентальный предмет) можно соотнести с изображением звезды на линзе телескопа: оно имеет объективную значимость [1], поскольку является не данностью нашего сознания, а соответствует объективно (реально) существующей звезде (как объекту!). [1] Следует отличать кантовскую объективную значимость от объективного существования: звезда на линзе телескопа, как образ реальной звезды, объективно значима, но не существует в том же самом смысле как реальная звезда сама по себе.
Онтологический статус трансцендентальная реальности
Современный трансцендентализм Современный трансцендентализм