Современный трансцендентализм: трансцендентальная онтология Катречко С.Л., Москва Современный.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Трансцендентальный конструктивизм Канта. Трансцендентальный метод Вот как Кант определяет в общем свой трансцендентальный метод: Вот как Кант определяет.
Advertisements

История и философия науки Тема 1 Сущность и особенности научного знания МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Кафедра философии.
Тема лекции 4: Различительность – первая операция мышления.
Деятельность и общение. Деятельность и общение.. Деятельность и общение. 1 Вопросы для исследования 1 Вопросы для исследования 1 Вопросы для исследования.
Тема: УСТРОЙСТВО НАУЧНОГО ЗНАНИЯ. Гипотезы возникновения мышления.
Понятие истины. Религиозное и научное познание Урок 17.
Трансцендентальный подход и проблема единства сознания Катречко С.Л., Москва (ВШЭ) text.html text.html#consc fr/0/katr tea2014.ppt Трансцендентальный подход.
Иммануил Кант Выполнили: Елеманова С. Ильтаева А. Жолдыбаев А.
Основы философии Тема 1 Характер философского знания и задачи философии МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Кафедра философии.
1 Философские проблемы естественных, гуманитарных и технических наук доцент кафедры философии Макиенко Марина Алексеевна.
Тема 1. 1.Структура и основные формы бытия 2.Становление проблемы бытия в западноевропейской философии (античность, средневековье, Новое время). 3.Попытки.
Тема урока: Познание. Медведева Вероника Юрьевна, учитель истории и обществознания МОУ Краснооктябрьская сош Челябинская область, Аргаяшский район.
НАУКА КАК ФОРМА КУЛЬТУРЫ НАУКА КАК ФОРМА КУЛЬТУРЫ.
СОЦИАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ. План. 1.Научное познание природы и общества. 2.Основные принципы научного социального познания. 3.Обыденное и научное социальное.
Немецкая классическая философия. Вклад Канта в философию сравнивают по значению с коперниканским переворотом в науке. Многие специалисты делят историю.
Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 46 Теория и практика. Критерии истинности познания. Научная истина.
Философия как тип мировоззрения Лекция 1 Черепанова М.В. ассистент кафедры философии 900igr.net.
ДЕ 1. Что есть философия? Тема 1. Что есть философия? (4 часа) Мировоззрение и его исторические типы Предмет и специфика философского знания Функции и.
Иммануил Кант (1724 – 1804) Подготовила Подготовила студентка 41 группы студентка 41 группы Сидоркина Василиса Сидоркина Василиса.
Научное познание. 1. Научное познание и его методы. Наука- Форма деятельности людей, направленная на производство знаний. Цель науки : Постижение истины,
Транксрипт:

Современный трансцендентализм: трансцендентальная онтология Катречко С.Л., Москва Современный трансцендентализм: трансцендентальная онтология Катречко С.Л., Москва

Манифест современного трансцендентализма ( В свое время, в противовес засилью спекулятивно– идеалистических систем фихте–шеллинго-гегелевского типа, неокантианцами был провозглашен лозунг «Назад к Канту!» («Zurueck nach Kant!», O. Liebmann, 1865) как призыв к возрождению научной метафизики как теории опыта, направленной на осмысление развития современной науки (точнее этот призыв звучит так: «Auf Kant muß zurückgegangen werden» (А.Н. Круглов)). В свое время, в противовес засилью спекулятивно– идеалистических систем фихте–шеллинго-гегелевского типа, неокантианцами был провозглашен лозунг «Назад к Канту!» («Zurueck nach Kant!», O. Liebmann, 1865) как призыв к возрождению научной метафизики как теории опыта, направленной на осмысление развития современной науки (точнее этот призыв звучит так: «Auf Kant muß zurückgegangen werden» (А.Н. Круглов)). Сейчас мы провозглашаем его еще раз, правда уже как «Вперед с Кантом!», в условиях якобы «смерти метафизики», поскольку эвристический потенциал трансцендентализма для построения теории человеческого опыта каковой и должна быть метафизика (в качестве первой философии Аристотеля) отнюдь не исчерпан. Сейчас мы провозглашаем его еще раз, правда уже как «Вперед с Кантом!», в условиях якобы «смерти метафизики», поскольку эвристический потенциал трансцендентализма для построения теории человеческого опыта каковой и должна быть метафизика (в качестве первой философии Аристотеля) отнюдь не исчерпан.

Общее понимание трансцендентальной философии (трансцендентализма) Вот как Кант определяет в общем трансцендентализм : «Я называю трансцендентальным всякое познание, занимающееся не столько предметами, сколько [нашим] способом познания предметов, поскольку это познание должно быть возможным a priori (подчеркнуто мной. К.С.). Система таких понятий называлась бы трансцендентальной философией» [В 25]

Общий и прикладной трансцендентализм «Я называю трансцендентальным всякое познание, занимающееся не столько предметами, сколько видами нашего познания предметов, поскольку это познание должно быть возможным a priori (подчеркнуто мной. К.С.). «Я называю трансцендентальным всякое познание, занимающееся не столько предметами, сколько видами нашего познания предметов, поскольку это познание должно быть возможным a priori (подчеркнуто мной. К.С.). («nicht sowohl mit Gedenständen, sodern mit unserer Erkennthissart») («nicht sowohl mit Gedenständen, sodern mit unserer Erkennthissart»)

Общий и прикладной трансцендентализм Можно выделить три основных вида нашего (человеческого) познания: Философское («метафизическое»); онтология; Философское («метафизическое»); онтология; Естественнонаучное («физика»); Естественнонаучное («физика»); Математическое; Математическое; Искусство (как, возможно, четвертый «тип познания»). Искусство (как, возможно, четвертый «тип познания»).

Трансцендентальная аргументация Ядром Transscendentalphilosophie выступает трансцендентальная аргументация (англ. transcendental argument(s)). Структура трансцендентального аргумента (в свете кантовского вопроса «Как возможно…?» ) выглядит так: 1. E (где E некоторый опытный факт). 2. P есть необходимое условие E (где P не–опытная «гипотеза»). 3. Следовательно, P.

Трансцендентальная аргументация в общем 1. E (где E некоторый опытный факт). 2. P есть необходимое условие E (где P не– опытная «гипотеза»). 3. Следовательно, P. Если перейти на кантовский язык, то P п.2 выступает как [необходимо–всеобщее] трансцендентальное условие [КЧР, 504 (А 106)] Если перейти на кантовский язык, то P из п.2 выступает как [необходимо–всеобщее] трансцендентальное условие [КЧР, 504 (А 106)]

Трансцендентальная онтология Решающим же для понимания кантовского трансцендентализма является противопоставление трансцендентального эмпирическому, по поводу которого Кант, подводя итог своему определению трансцендентального, говорит следующее: « различие между трансцендентальным и эмпирическим причастно только к критике знаний и не касается отношения их к предмету » [КЧР, 73; В 80/81]. Решающим же для понимания кантовского трансцендентализма является противопоставление трансцендентального эмпирическому, по поводу которого Кант, подводя итог своему определению трансцендентального, говорит следующее: « различие между трансцендентальным и эмпирическим причастно только к критике знаний и не касается отношения их к предмету » [КЧР, 73; В 80/81]. Замечу, что трансцендентальное противостоит эмпирическому в другом, чем априорное, отношении, что напоминает противопоставление естественной и феноменологической установок сознания Гуссерля.

Трансцендентальная онтология Если рассматривать познание как соотношение эмпирических субъекта и объекта, то специфика трансцендентализма в переключении интенции с объекта (Античность) и субъекта (Новое время) на познание [предмета], или построение теории опыта : вещь опыт сознание

Трансцендентальная онтология Тем самым можно говорить о трансцендентальном сдвиге: вещь (эмпирическое) опыт (трансцендентальное) сознание Противопоставление классической и трансцендентальной метафизики: преодоление эмпирической точки зрения.

Трансцендентальная реальность опыт /опытное познание (область трансцендентального) трансцендентальный объект --- трансцендентальный субъект Каков онтологический статус трансцендентальной реальности?

Онтологический статус трансцендентальная реальности Представим, что мы наблюдаем некоторую звезду с помощью телескопа (пример Г. Фреге). Кантовской вещи–в–себе будет соответствовать звезда (сама по себе), ее субъективным (чувственным) представлением (вещью–для–нас) будет образ нашего сознания, а трансцендентальное (трансцендентальный предмет) можно соотнести с изображением звезды на линзе телескопа: оно имеет объективную значимость [1], поскольку является не данностью нашего сознания, а соответствует объективно (реально) существующей звезде (как объекту!). Представим, что мы наблюдаем некоторую звезду с помощью телескопа (пример Г. Фреге). Кантовской вещи–в–себе будет соответствовать звезда (сама по себе), ее субъективным (чувственным) представлением (вещью–для–нас) будет образ нашего сознания, а трансцендентальное (трансцендентальный предмет) можно соотнести с изображением звезды на линзе телескопа: оно имеет объективную значимость [1], поскольку является не данностью нашего сознания, а соответствует объективно (реально) существующей звезде (как объекту!). [1] Следует отличать кантовскую объективную значимость от объективного существования: звезда на линзе телескопа, как образ реальной звезды, объективно значима, но не существует в том же самом смысле как реальная звезда сама по себе.

Онтологический статус трансцендентальная реальности

Современный трансцендентализм Современный трансцендентализм