1 Системный анализ и принятие решений Лекция 16 Введение в управление проектами Коробов Александр Сергеевич
2 Что такое проект? Проект – это временное предприятие, предназначенное для создания уникальных продуктов, услуг или результатов. Термин "временное" означает, что у любого проекта есть четкое начало и четкое завершение. Завершение наступает, когда достигнуты цели проекта; или осознано, что цели проекта не будут или не могут быть достигнуты; или исчезла необходимость в проекте, и он прекращается. В результате проекта получаются уникальные результаты поставки, представляющие собой продукты, услуги или результаты.
3 Чем проекты отличаются от операционной деятельности? Организации выполняют работы для достижения ряда целей. Обычно работы можно представлять как проекты или как операции, хотя они иногда могут пересекаться. У них есть ряд общих характеристик: –Выполняются людьми. –Ограничены доступностью ресурсов. –Планируются, исполняются и управляются. Операционная деятельность и проекты различаются, главным образом, тем, что оперативная деятельность – это продолжающийся во времени и повторяющийся процесс, в то время как проекты являются временными и уникальными.
4 Чем проекты отличаются от операционной деятельности? (продолжение) Конечные цели проекта и операционной деятельности отличаются коренным образом. Задача проекта – достижение поставленной цели, после чего проект завершается. Операционная деятельность, напротив, обычно служит для обеспечения нормального течения бизнеса. Проект отличается тем, что он завершается после выполнения поставленных конкретных задач, в то время как операции получают новые цели и продолжают выполняться.
5 Что такое управление проектами? Управление проектами – это приложение знаний, навыков, инструментов и методов к операциям проекта для удовлетворения требований, предъявляемых к проекту. Управление проектами выполняется с помощью применения и интеграции процессов управления проектами: инициации, планирования, исполнения, мониторинга и управления, завершения. Менеджер проекта – это лицо, ответственное за достижение целей проекта. –В управление проектом входит: –Определение требований –Установка четких и достижимых целей –Уравновешивание противоречащих требований по качеству, содержанию, времени и стоимости –Коррекция характеристик, планов и подхода в соответствии с мнением и ожиданиями различных участников проекта.
6 Тройное ограничение в проекте Менеджеры проектов часто говорят о "тройном ограничении" – содержании проекта, времени и стоимости, – которое приходится учитывать при согласовании разнообразных требований проекта. Качество исполнения проекта зависит от уравновешивания этих трех факторов
7 Стандарты управления проектами Стандарт по управлению проектами ISO 10006:2003 PRINCE 2 - структурированный метод руководства проектом Свод знаний по управлению проектами PMBOK (последняя версия 2004)
8 Цель Руководства PMBOK Основной целью Руководства PMBOK® является выделение той части Свода знаний по управлению проектами, которая обычно считается хорошей практикой. Хорошая практика не означает, что описываемые знания должны всегда одинаковым образом применяться во всех проектах; возможность их применения для каждого конкретного проекта определяется командой управления проектом.
9 Экспертные области, необходимые для команды управления проектом.
10 Навыки межличностных отношений В управление межличностными отношениями входит: –Эффективные коммуникации. Обмен информацией –Влияние на организацию. Способность делать дело –Лидерство. Разработка определенных видения и стратегии, и мотивация людей для воплощения этого видения и стратегии –Мотивация. Стимуляция людей с целью достижениями высокого уровня исполнения и преодоления препятствий –Переговоры и улаживание конфликтов. Совещания с другими людьми для того, чтобы договориться с ними или прийти к соглашению. –Решение проблем. Совокупность определения проблем, обнаружение и анализ альтернатив и принятие решения.
11 Области знаний по управлению проектами Области знаний по управлению проектами распределяет по девяти областям знаний 44 процесса управления проектами.
12 Управление интеграцией проекта Описаны процессы и операции, объединяющие различные элементы управления проектами, которые идентифицируются, определяются, объединяются, унифицируются и координируются в рамках групп процессов управления проектом. Эта область знаний содержит следующие процессы управления проектами: –разработка Устава проекта, –разработка предварительного описания содержания проекта, –разработка плана управления проектом, –руководство и управление исполнением проекта, –мониторинг и управление работами проекта, –общее управление изменениями –закрытие проекта.
13 Управление содержанием проекта Описаны процессы по включению в план проекта всех необходимых и только необходимых работ для успешного выполнения проекта. Эта область знаний содержит следующие процессы управления проектами: –планирование содержания проекта, –определение содержания, –создание ИСР, –подтверждение содержания –управление содержанием.
14 Управление сроками проекта Описаны процессы, касающиеся выполнения проекта в установленные сроки. Эта область знаний содержит следующие процессы управления проектами: –определение состава операций, –определение взаимосвязей операций, –оценка ресурсов операций, –оценка длительности операций, –разработка расписания –управление расписанием.
15 Управление стоимостью проекта Описаны процессы, касающиеся планирования, оценки, разработки бюджета и контролирования затрат, так чтобы проект был завершен в пределах одобренного бюджета. Эта область знаний содержит следующие процессы управления проектами: –стоимостная оценка, –разработка бюджета расходов –управление стоимостью.
16 Управление качеством проекта Описаны процессы по выполнению целей проекта. Эта область знаний содержит следующие процессы управления проектами: –планирование качества, –процесс обеспечения качества –процесс контроля качества.
17 Управление человеческими ресурсами проекта Описаны процессы по организации и управлению командой проекта. Эта область знаний содержит следующие процессы управления проектами: –планирование человеческих ресурсов, –набор команды проекта, –развитие команды проекта –управление командой проекта.
18 Управление коммуникациями проекта Описаны процессы, касающиеся своевременного и достоверного составления, сбора, распределения, хранения и использования информации по проекту. Эта область знаний содержит следующие процессы управления проектами: –планирование коммуникаций, –распространение информации, –отчетность по исполнению –управление участниками проекта.
19 Управление рисками проекта Описаны процессы, касающиеся управления рисками проекта. Эта область знаний содержит следующие процессы управления проектами: –планирование управления рисками, –идентификация рисков, –качественный анализ рисков, –количественный анализ рисков, –планирование реагирования на риски, –мониторинг и управление рисками.
20 Управление поставками проекта Описаны процессы приобретения или получения продуктов, услуг и результатов, а также процессы управления контрактами. Эта область знаний содержит следующие процессы управления проектами: –планирование покупок и приобретений, –планирование контрактов, –запрос информации у продавцов, –выбор продавцов, –администрирование контрактов –закрытие контрактов.